КПК

Показати повну версію : Li-Ion, LiFePo4 аккумулятор в лодку ?


Senchuk
02.07.2020, 17:26
Друзья, стоит вопрос выбора аккумулятора в лодку.

Питание: эхолот, лебедка Stronger 20, электромотор Minkota 36.

Смотрю на варианты Li-Ion, LiFePo4.
Важно легкий вес и компактные размеры. Гелевый 100 амперник у меня есть. Ну его к чертям с весом в 30кг )))

Мож кто то уже юзает подобные варианты? Можно ли на них сразу подавать питание для зарядки от мотора? Выпрямитель на моторе установлен, если что.

Вот увидел на викендере такой вариант? Вообщем нужно что то подобное.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

_absh
04.07.2020, 00:24
по конкретным моделям не скажу, но общие соображения по типу аккумуляторов такие.

литий-ионные аккумы -- весьма опасная штука, тем более при такой высокой общей емкости сборки. если что-то пойдет не так, то загораются и взрываются они в лучшем виде. понятно, что есть контроллер заряда-разряда и все такое, но все равно стремно.

LiFePo4 гораздо безопаснее, хотя и несколько хуже по плотности запасаемой энергии. оптимальный выбор для этого применения.

по сравнению со свинцовыми что те, что другие -- земля и небо. как по плотности энергии и способности ее отдать полностью, не играя умирающего лебедя под конец, так, однако, и по цене.

если не жалко денег на хорошую вещь, то о свинцовых аккумуляторах можно полностью забыть.

p.s. питание для зарядки -- только через спец. контроллер. литий требует определенного алгоритма зарядки.

Оzzy
04.07.2020, 00:37
если не жалко денег на хорошую вещь, то о свинцовых аккумуляторах можно полностью забыть.


Брендовый свинец, при нормальных условиях эксплуатации, ходит не меньше 10 лет. У меня 72ач работает 15 лет, при этом на холоде заводит 3,0 дизельный Прадик с полутыка. Потому не надо этих сладких сказок, особенно в свете стоимости конечных продуктов...

Оzzy
04.07.2020, 00:39
Можно ли на них сразу подавать питание для зарядки от мотора? Выпрямитель на моторе установлен, если что.



Нельзя.
Если только выпрямитель - категорически нельзя, закончится фейерверком.

_absh
04.07.2020, 01:14
Брендовый свинец, при нормальных условиях эксплуатации, ходит не меньше 10 лет. У меня 72ач работает 15 лет, при этом на холоде заводит 3,0 дизельный Прадик с полутыка.

сколько часов в год этот аккумулятор питал лодочный электромотор?

dddnew
04.07.2020, 01:18
Брендовый свинец, при нормальных условиях эксплуатации, ходит не меньше 10 лет. У меня 72ач работает 15 лет, при этом на холоде заводит 3,0 дизельный Прадик с полутыка. Потому не надо этих сладких сказок, особенно в свете стоимости конечных продуктов...

Тут борьба за вес идет в первую очередь, сикока там ваш свинец потянет при 72ач? А литиевая сборка раз в пять легче будет

кот-68
04.07.2020, 08:00
по конкретным моделям не скажу, но общие соображения по типу аккумуляторов такие.

литий-ионные аккумы -- весьма опасная штука.

Не путайте тепле з м'яким літій-іонні майже безпечні такі як і ліфер небезпечні літій-полімерні
ps: сам юзаю на веліку іонкі 6 років:129::119:

alexskonst
04.07.2020, 08:40
Собрал аккумулятор из ячеек от электромобиля ниссан лиф. Брал на разборке. Получилось 130А. Для надувнухи - вес свинца, явный перебор. 2-года эксплуатации, доволен.

Если глубоко не вникать, то на форумах по электротранспорту много предложений по изготовлению сборок.

vanohp
04.07.2020, 09:05
А как обстоят дела с подзарядкой LiFePo4? Сейчас увидел что нельзя заряжать обычным (совдеповским)

_absh
04.07.2020, 09:40
Не путайте тепле з м'яким літій-іонні майже безпечні такі як і ліфер небезпечні літій-полімерні
литий-полимерные -- это тоже литий-ионные батареи, та же самая химия внутри.

точнее, не совсем так, но на практике можно считать, что да. с точки зрения разницы в безопасности и зарядке есть литийжелезофосфатные и все остальные.

_absh
04.07.2020, 09:42
А как обстоят дела с подзарядкой LiFePo4? Сейчас увидел что нельзя заряжать обычным (совдеповским)
конечно, нельзя, как и любой литий. для литиевых батарей есть специальные зарядные устройства.

_absh
04.07.2020, 09:52
Тут борьба за вес идет в первую очередь, сикока там ваш свинец потянет при 72ач? А литиевая сборка раз в пять легче будет
в пять не будет. раза в три (плюс-минус с поправкой на выбранный тип ячеек) получится легче, что, впрочем, тоже круто и вместе с остальными преимуществами лития делает свинец оправданным выбором только в случае невозможности заплатить за литий.

конечно, литий требует грамотного обращения, но 90% этого грамотного обращения реализует контроллер, встроенный в готовые сборки. если делать самостоятельно, то легко можно обойтись и без него, но тогда заряжать надо только спец. зарядкой с балансировкой (типа turnigy accucell), обязательно встроить предохранитель, хотя бы простой плавкий, для защиты от КЗ, а при разряде подключать вольтметр с пищалкой, которая срабатывает при снижении напряжения до минимально допустимого уровня.

еще надо помнить о том, что литий не следует заряжать впрок и хранить полностью заряженным. оптимальным для хранения считается заряд в 60-80%, чтобы и не 100%, и был некоторый запас на саморазряд (который, кстати, происходит чрезвычайно медленно). то есть, собрались на рыбалку -- зарядили в день перед выездом. после рыбалки, если аккум не был высажен полностью, не заряжаем. если будет долго стоять, можно до 60% подзарядить.

что касается срока службы, то брендовые литиевые банки весьма долговечны, а при характерных для лодочного мотора режимах использования уж точно проживут дольше такого же брендового свинца.

Оzzy
04.07.2020, 10:04
Тут борьба за вес идет в первую очередь, сикока там ваш свинец потянет при 72ач? А литиевая сборка раз в пять легче будет

Думаю в 10, а по субботам -.два раза по десять.
Он легче стандартной банки бенза, где то раза в два.

_absh
04.07.2020, 10:19
Думаю в 10, а по субботам -.два раза по десять.
Он легче стандартной банки бенза, где то раза в два.
вот не надо мешать мясное с молочным.

при чем тут бензин? речь об электромоторах.

кому кататься по КВХ, тому электромотор по определению не подходит. а кому кататься по небольшим озерам или заливам (меня, кстати, удивляет, почему у нас до сих пор не запрещены полностью бензиновые моторы для таких мест), тому плохо подходит громкий и пердящий бензиновый мотор. а как только выбор падает на электромотор, то встает вопрос аккумулятора, потому что таскание тяжеленной свинцовой дуры наполовину убивает саму идею легкого мобильного моторчика.

так-то при тех пределах перемещения, для которых применим электромотор, по весу комплекта мотор+топливо вне конкуренции будет какой-нибудь двухсильный бензиновый моторчик с трехлитровой канистрой бензина. но применять это в тех местах, где уместнее всего электро, значит, быть жлобом. лучше уж на веслах, если на электро денег нет.

Оzzy
04.07.2020, 10:20
что касается срока службы, то брендовые литиевые банки весьма долговечны, а при характерных для лодочного мотора режимах использования уж точно проживут дольше такого же брендового свинца.

Ну да, только в реале в электромобиле батарейку меняют раз в пять, иногда раз в 7 лет. Почему-то....

Оzzy
04.07.2020, 10:24
вот не надо мешать мясное с молочным.

при чем тут бензин? речь об электромоторах.

кому кататься по КВХ, тому электромотор по определению не подходит. а кому кататься по небольшим озерам или заливам (меня, кстати, удивляет, почему у нас до сих пор не запрещены полностью бензиновые моторы для таких мест), тому плохо подходит громкий и пердящий бензиновый мотор. а как только выбор падает на электромотор, то встает вопрос аккумулятора, потому что таскание тяжеленной свинцовой дуры наполовину убивает саму идею легкого мобильного моторчика.

так-то при тех пределах перемещения, для которых применим электромотор, по весу комплекта мотор+топливо вне конкуренции будет какой-нибудь двухсильный бензиновый моторчик с трехлитровой канистрой бензина. но применять это в тех местах, где уместнее всего электро, значит, быть жлобом. лучше уж на веслах, если на электро денег нет.

Насчет путать - это к вам (насчет жлоба надо уточнять, я такими определениями не оперировал). У топикстартера бензиновый подвесник если что. Спросили про вес, я ответил, в сравнении, так обычно понятнее.

_absh
04.07.2020, 10:28
Ну да, только в реале в электромобиле батарейку меняют раз в пять, иногда раз в 7 лет. Почему-то....
там условия эксплуатации пожестче будут. но в целом да, более чем на 4-5-6 лет я бы на литиевый аккум особо не рассчитывал.

свинцовые, однако, при использовании для лодочных моторов больше двух-трех лет, по отзывам, не живут. деградируют по емкости довольно быстро.

опять-таки, это лишь вопрос стоимости, о котором я упоминал. литий намного дороже (примерно настолько же, насколько он легче), это и так понятно.

но должно ли быть проблемой потратить 300-400 баксов на легкий аккум раз в несколько лет, если постоянно пользуешься электромотором? мне кажется, для человека, который имеет лодку, кучу снастей и возит все это на машине, это неподъемной суммой не является. а вот свинцовая дура на 80-100 Ач подъемной в прямом смысле будет для куда меньшего количества людей.

_absh
04.07.2020, 10:30
У топикстартера бензиновый подвесник если что.
ну я описывал более распространенный случай, когда на лодке только один мотор, и он электро. для такого применение понятно на каких водоемах находится.

а так все упирается в необходимую емкость и желание таскать лишний вес ради экономии некоторых денег.

alexskonst
04.07.2020, 16:02
Ну да, только в реале в электромобиле батарейку меняют раз в пять, иногда раз в 7 лет. Почему-то....

Потому что в сборках критично теряют характеристики часть ячеек (обычно до 5%) Супостатам лень перепаковывать

Оzzy
04.07.2020, 19:26
Потому что в сборках критично теряют характеристики часть ячеек (обычно до 5%) Супостатам лень перепаковывать

Главное вы между собой как юзеры договоритесь, чтобы оправдать ожидания, и не очешуевать от стоимости, не задумываясь о причинах:D

ПС Буржуй поступает правильно, тк несмотря на откровенно битые банки, степень износа живых также на пределе, подживлять всю сборку свежими, все равно что пытаться надышаться, когда легкие отвалились...

alexskonst
04.07.2020, 21:04
Главное вы между собой как юзеры договоритесь, чтобы оправдать ожидания, и не очешуевать от стоимости, не задумываясь о причинах:D

ПС Буржуй поступает правильно, тк несмотря на откровенно битые банки, степень износа живых также на пределе, подживлять всю сборку свежими, все равно что пытаться надышаться, когда легкие отвалились...

Буржуй - он всегда правильно поступает. Ну неинтересно им "ремонтопригодность"

Оzzy
04.07.2020, 22:05
В совке, от лютой бедности и тотального дефицита, ремонтировали автокислотники, вырезали кз банку, ставили живую, типа живую, и "наслаждались" где то пол года, потом резали следующую банку, ну и опять пару месяцев счастья:D. Я этого насмотрелся:(:D. И даже принимал участие. Забыть как страшный сон...

У меня три шурика с разными акками. Ввиду огромного запаса бу относительно живых, также занимаюсь перепаковкой (процесс шаровой). Обновленного акка хватает макс на 3 месяца...

Повторюсь, эти рудименты исключительно производные доходов. Презервативы выбрасываются после первого использования, аккумуляторы меняются после первых признаков утраты емкости.

alexskonst
05.07.2020, 17:45
Богатый жизненный опыт – штука несомненно полезная.

По моим наблюдениям – аккумулятор правильно собранный из распотрашенной и пересортированной батареи лифа (остаточная емкость большинства «консерв» 80-85%) при использовании в качестве стартерной/тяговой на воде, при выходе 2-3и раза в неделю, может быть передан по наследству в еще рабочем состоянии.

А если купить отбракованную батарею лифа в складчину, то и стоимость приблизиться к стоимости свинца.

Partizan
06.07.2020, 23:32
А я вот вернусь из отпуска и займусь сборкой LiFePo4 на 20А для питания эхолота Lowrance Elite Ti7, поскольку таскать с собой 2 гелевых 12в 9А/ч в спарке, задолбался. Ну и ёмкости там 9А/ч нет, спарки хватает на день рыбалки не выключая эхолот.
Все комплектующие уже или дома или на почте (приехали с Алиэкспресс).
Фото сброшу по возвращению в Киев.

Partizan
06.07.2020, 23:35
Нашёл пару фото. Разница в весе в 2 раза.

_absh
07.07.2020, 00:01
А я вот вернусь из отпуска и займусь сборкой LiFePo4 на 20А для питания эхолота Lowrance Elite Ti7, поскольку таскать с собой 2 гелевых 12в 9А/ч в спарке, задолбался. Ну и ёмкости там 9А/ч нет, спарки хватает на день рыбалки не выключая эхолот.
Все комплектующие уже или дома или на почте (приехали с Алиэкспресс).
Фото сброшу по возвращению в Киев.
шо по деньгам получилось?

не дешевле ли было бы купить готовый пак на хоббикинге?

делитесь ссылками на комплектующие на али)

danilk
07.07.2020, 17:30
Друзья, стоит вопрос выбора аккумулятора в лодку.

Питание: эхолот, лебедка Stronger 20, электромотор Minkota 36.

Смотрю на варианты Li-Ion, LiFePo4.
Важно легкий вес и компактные размеры. Гелевый 100 амперник у меня есть. Ну его к чертям с весом в 30кг )))

Мож кто то уже юзает подобные варианты? Можно ли на них сразу подавать питание для зарядки от мотора? Выпрямитель на моторе установлен, если что.

Вот увидел на викендере такой вариант? Вообщем нужно что то подобное.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]


Я заменил свинцовый на LiFePo4 в этом сезоне. Кормит он стронгер35 и лоуэренс элит 7. Питается сам от генератора мотора с выпрямителем. Аккмулятор green tech (гуглите) , с платой балансировки и защиты, короче искр и бабаха быть не должно.
ЛиФеПо4 безопаснее чем ЛиИон, не такой взрывоопасный, меньше саморазряд, но не годится в качестве стартерного (не может отдавать большие токи), это тяговый аккумулятор. В отличие от свинца отдает стабильно ток до полного разряда и конечно же легче.

Senchuk
07.07.2020, 17:41
Короче обзвонил я несколько фирм с лиферами. Говорят, что при наличии BMS контролера можно подзаряжать от мотора.

Мне конечно нравится, это готовое решение и по размеру и по компоновке. Есть сразу и юсб и индикатор. Но чуваки толком ничего не могут ответить. Типа новинка, сами не знаем что к чему, можно или нет заряжать от мотора и т.д. Даже что это за кнопки вкл/выкл :confused:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

KAKTYS
07.07.2020, 17:49
Мне собрали литийферум на 75 а\ч что примерно по производительности как 100 а\ч гель, но гель сотка весит 40кг(если не китайское гуано а например Троян), а лифер мой весит аж целых 8 кг, только вот зарядка ему нужна особая, и я очень сомневаюсь что можно его заряжать от мотора.
Может быть и можно но врятли это продлит ему жизнь.
Обошелся мне 75 а\ч в 6750грн, и ячейки новые не б\у.

Partizan
07.07.2020, 18:15
шо по деньгам получилось?

не дешевле ли было бы купить готовый пак на хоббикинге?

делитесь ссылками на комплектующие на али)

4 банки LiFePo4 3,2В 20А - 2000 грн.
Плата BMS 50А 17$
Индикатор уровня заряда 5$
Силовые разъёмы 6$
Герметичный разъём 3,3$
Разъём 5,5мм для зарядного устройства 2$
Кнопка включения 20А 2$
Корпус из АБС пластика IP68 17$
Блок USB розеток был в наличии, но стоит что то около 5$
Зарядное устройство для LiFePo4 14,6В 5А 360 грн.
Осталось купить крепеж, алюминиевые шины, пару силовых разъемов, метр провода 10-16 кв.мм сечением для монтажа, посверлить корпус, собрать все в кучу.
Как сделаю, выложу фото.
А пока приложу чертеж, как это будет выглядеть.
Выходит очень компактно. 200х150х130мм.

_absh
07.07.2020, 18:35
но не годится в качестве стартерного (не может отдавать большие токи)
это почему?

если посмотреть на модельные lifepo4 аккумы на том же хоббикинге, то самый низкий допустимый максимальный ток разряда у представленных там -- это 5C при длительном разряде, 10C кратковременно. если сборка будет 80 А*ч, то это 400 А при длительном разряде и 800 А при кратковременном.

даже этого хватит для старта любого лодочного мотора аж бегом, а это самые простые аккумуляторы. только, понятное дело, в соединениях толстые провода надо делать.

а максимальные токи у представленных там аккумов -- 30C/60C соответственно, то есть, при той же 80 А*ч сборке получится 2400 А длительно, 4800 А кратковременно. этого хватит и краз завести.

_absh
07.07.2020, 18:43
кстати, а как лодочные моторы без ШИМ контроллера переживают напряжение в 14.4 В? это напряжение полностью заряженной сборки 4S (4*3.6 В) LiFePo4.

alexskonst
07.07.2020, 20:56
кстати, а как лодочные моторы без ШИМ контроллера переживают напряжение в 14.4 В? это напряжение полностью заряженной сборки 4S (4*3.6 В) LiFePo4.

У меня напряжение полного заряда 17,2, Рабочее 16,2-13,5. Стартер, эхолот, электромотор, все норм.