КПК

Показати повну версію : Установка лодочного мотора


Валерий ua
30.01.2008, 19:14
Мало внимания уделяется этой теме,а зря.Вот для начала,думаю есть о чём поговорить:

Юрий Юрьевич
01.02.2008, 08:20
На обь 1 при установке мерка15 2т сначала сделал транец при реставрации лодки на 2 см выше родного, но при эксплуатации поднял еще почти на 2 см методом проб, остановившись, когда мотор стал хватать воздух в поворотах. Точная установка по высоте - дело очень индивидуальное. Зависит от конструктива антикавплиты, угла наклона мотора относительно транца, расстояния ноги и винта от транца. То что рекомендуется теоретически - выставить антикавплиту на 20-25 мм ниже уровня днища ( в смысле килевой накладки) в основном гарантирует отстутствие подсоса воздуха, но кто стремится гнаться за максимумом скорости (а я еще и за ходом на мелководье) поднимают мотор как можно выше. Хотя разум и расчеты доказывают, что пара -тройку см вниз на скорость практически не влияют, но эмоции сильнее ( правда и брызги от дейдвуда у меня почти исчезли) То же проделывал с мерком 15 на вельботе 36. Правда там подкладку не закреплял, а подкладываю ее при установке мотора. То жже поднимал почти на 2см (две полоски 8мм фанеры) теперь идет совершенно без брызг, но при резком повороте иногда подхватывает воздух. Меня это не беспокоит -я не слаломист, поворачиваю без экстрима. В статье, приведенной Валерием УА ничего не говорится об угле установки мотора относительно вертикали. А это тоже заметный параметр прибавки скорости. Практически не всегда лодка на глиссе идет днищем параллельно поверхности воды, а мы ориентируемся на это положение и ставим мотор пенпендикулярно к поверхности воды. У того, кто имеет тримм это не проблема настроится на ходу. А без тримма настройка угла сложна. Просто переставляя штырь и меряя джэпеесом сорость точно не настроишся, т.к. вполне может быть лучшее положение между двумя позициями штыря ( или других ступенчатых регулировок) ИМХО чтобы попробовать промежуточное положение несложно подкладывать нетолстую полоску (фанеры) под низ или верх внешней части струбцины. На практике: купили мерк 15 и поставили его на вельбот 36. в положение на глаз вертикально к поверхности воды, за румпель сел человек весом до 70 кг. Дал полный и лодка стала не дельфинировать в полном смысле , а энергично раскачииваться вдоль оси. Чел закрепил румпель и стал ползать по лодке. Раскачка уменьшилась но не совсем. Переставили в другое положение - абсолютно другая картина, все хорошо.

Валерий ua
01.02.2008, 11:06
Юрий Юрьевич,статью я привел,чтобы бы от чего стартовать.Вы помните,как я возился с установкой в том году.Если получится,могу ли я с Вашего разрешения выложить те советы,которые Вы мне давали в личку,в эту тему?
От себя,долго я возился с установкой(достижение максимальной скорости, устранение брызг) и остановился на :высота транца 440 мм,мотор на 3-ем положении,когда иду под полной загрузкой,ставлю во второе,винт с 10 шагом.Коплект:Южанка + Суза 15 4т.

Валерий, чтобы уменьшить брызгообразование от ноги мотора, а на такой высоте на верхушку потока вода чаще приходится утолщение, где расположена помпа, моржно попробовать установить мотр дальше ( а бывает и ближе)от транца. Если транецевая доска по толщине заметно меньше максимального раскрытия струбцин крепления мотра, можно со сторону упора мотра положить прокладку ( увеличится расстояние от транца до ноги при прежнем порложении угла наклона мотра). Тут надо эксприментировать Кстати, когда изменяется наклон мотра ( что делали Вы) тогда изменяется и расстояние от среза транца до винта, т.е. та же прокладка, но к сожалению, уходя от вертикальной установки дейдвуда Вы уменьшаете упор винта (правда немного, но вектор тяги винта уже не приходится на максимум тяги по направлению движения, а как бы еще старается "приподнять" или "притопить" транцевую часть, на что расходуется некоторая доля тяги. Брызгообразование от дополнительной плиты скорее всего из-за непараллельности потока к установленной плите. "лечится" правильной (для комплектап мотор-плита) устанловкой мотора по верикали
с ув.ю

я же писАл, что в связи с тем, что поток из под среза транца выходит не параллельно днищу, далее отнесенный мотор можно поднять выше, чем при его расположении прямо за транцем ( что практически невозможно из-за того, что редуктор будет упиратся в транец). поэтому то и знаменитые 381 мм -понятие растяжимое. Зависит от отгиба транца, кучи других ньюансов, которые влияют на траекторию потока, а, значит и на место максимально высокой установки мотора. Если мотор проситься еще подниматься (не хватает воздух) то что проще? подкладывай дощечки на верхний торец транцевой доски и пробуй до тех пор, пока не начнет сосать воздух ( надо пробовать и в поворотах, но зависит от стиля вождения). В любом случае при максимально высокой усттановке плюсы: мелководье - а даже 6 см играют роль, ниже расход из-за уменьшения сопротивления. И если брызгообразование не уменьшиться - тут как повезет, как поток попадает: может попадать на утолщение корпуса в месте расположения помпы, может на узкое сечение ноги. Но все равно сопротивление от брызгообразования будет меньше, чем дает сидящая в плотном потоке часть дейдвуда.

Юрий Юрьевич
01.02.2008, 15:01
если это считаете полезным, конечно. А ка у Вас 10 винт вдвоем не тяжел ли? Все никак не заберу 10 винт на мерк, покупал казенный мотор, брал два винта. Снабженец не понял и привез к штатному на моторе тоже 9 дюймов. сейчас меняю его на 10, думаю не тяжел ли будет на обяхе 1 вдвоем под М15? На вельбот 36 в одиночку можно, наверное былобы и 11 поставить...

Валерий ua
02.02.2008, 10:41
если это считаете полезным, конечно. А ка у Вас 10 винт вдвоем не тяжел ли? Все никак не заберу 10 винт на мерк, покупал казенный мотор, брал два винта. Снабженец не понял и привез к штатному на моторе тоже 9 дюймов. сейчас меняю его на 10, думаю не тяжел ли будет на обяхе 1 вдвоем под М15? На вельбот 36 в одиночку можно, наверное былобы и 11 поставить...

Вдвоём без проблем,втроём (нас два по сто плюс одна рыбачка около 55,смещается в плотную к середине),плюс минимальное количество бебихов + 10л. бензина-уверенный глис.

Муля
02.02.2008, 12:38
если это считаете полезным, конечно. А ка у Вас 10 винт вдвоем не тяжел ли? Все никак не заберу 10 винт на мерк, покупал казенный мотор, брал два винта. Снабженец не понял и привез к штатному на моторе тоже 9 дюймов. сейчас меняю его на 10, думаю не тяжел ли будет на обяхе 1 вдвоем под М15? На вельбот 36 в одиночку можно, наверное былобы и 11 поставить...

На сервисе сказали заморочки с винтами играют после 30 л.с. На меньших мощностях - всё это понты.

Муля
02.02.2008, 12:43
Вот еще кадысь накачал по теме - см. вкладку.

Юрий Юрьевич
02.02.2008, 17:34
Муля, во-первых на сервисах не эксплуатационники и искренние любители лодкомоторов, в числе которых немало думающих и обременных интеллектом людей, а слесаря, которым показали что нужно смотреть и как оно выглядит по некоторым распространенным прецидентам. Лодочный мотор гораздо проще автомобиля и делать одну и ту же практически работу большого (звиняйте сервисмены) ума и знаний не надо. От того, что Вы сальник в редукторе или что иное сами поменяли раз в год-другой, а слесарь делает это каждый день, он грамотнее ни в теории двигаттеля, ни в элементарной гидродинамике не становится. А мы становимся, нам интересно, мы читаем и переписываемся.
Во-вторых: подбор винта к двигателю, лодке и нагрузке необходим в любом диапазоне мощностей. Это аксиома, не будь ее - не существовало бы целой индустрии по расчетам и изготовлению винтов практически для всего мощностного ряда подвесников и супертанкеров. Не буду доказывать это, Вы сами можете набрать в поисковике "подбор гребного винта" и увидите, что - "На сервисе сказали заморочки с винтами играют после 30 л.с. На меньших мощностях - всё это понты". - это точка зрения полного дилетанта. Ну,Бог с ним, кому-то нужно крутить гайки...

Валерий УА. Понимаю, что у 4Т крутмомент поболе 2Т и груз он тянет лучше. Но более четверти тонны и корпус -не тяжело мотору, раскручивает ли он 5500 об. на полном? А Вы не пробовали именно с такой загрузкой поставить штатный винт и инструментально сравнить максималку? Понятно, что каждый раз перставлять винты хлопотно, проэтому и я думаю, как на оби 1 с двумя средними тушками будет 10 дюймов...

Валерий ua
04.02.2008, 11:52
Муля, во-первых на сервисах не эксплуатационники и искренние любители лодкомоторов, в числе которых немало думающих и обременных интеллектом людей, а слесаря, которым показали что нужно смотреть и как оно выглядит по некоторым распространенным прецидентам. Лодочный мотор гораздо проще автомобиля и делать одну и ту же практически работу большого (звиняйте сервисмены) ума и знаний не надо. От того, что Вы сальник в редукторе или что иное сами поменяли раз в год-другой, а слесарь делает это каждый день, он грамотнее ни в теории двигаттеля, ни в элементарной гидродинамике не становится. А мы становимся, нам интересно, мы читаем и переписываемся.
Во-вторых: подбор винта к двигателю, лодке и нагрузке необходим в любом диапазоне мощностей. Это аксиома, не будь ее - не существовало бы целой индустрии по расчетам и изготовлению винтов практически для всего мощностного ряда подвесников и супертанкеров. Не буду доказывать это, Вы сами можете набрать в поисковике "подбор гребного винта" и увидите, что - "На сервисе сказали заморочки с винтами играют после 30 л.с. На меньших мощностях - всё это понты". - это точка зрения полного дилетанта. Ну,Бог с ним, кому-то нужно крутить гайки...

Валерий УА. Понимаю, что у 4Т крутмомент поболе 2Т и груз он тянет лучше. Но более четверти тонны и корпус -не тяжело мотору, раскручивает ли он 5500 об. на полном? А Вы не пробовали именно с такой загрузкой поставить штатный винт и инструментально сравнить максималку? Понятно, что каждый раз перставлять винты хлопотно, проэтому и я думаю, как на оби 1 с двумя средними тушками будет 10 дюймов...
Юрий Юрьевич,видно не зря мы начали эту тему,если находятся люди,которые со слов других ,заявляют,что шаг винта,для млторов меньше 30 сил,понты.ЭТО ,как на атомобиль, где штатные диски 16", поставить диски 13".
Мотор поставлялся с винтом 9".При загрузке один чел,два чел и три- скорость росла до 3/4 газа,потом обороты выростали ,а скорость практически оставалась неизменной.При установке винта 10" идет ровный набор до полного газа.На Оби-1 разные обводы,чем на Южанке(не любит носовой загрузки) и отличие в пользу Оби,Вы и сами знаете.Думаю будет нормально.В моём случае,когда третий чел. смещается ко второму в плотную,именно за ним,лодка наберает большую скорость,чем они бы сидели рядом,но это уже тема правильной развесовки.

Муля
06.02.2008, 21:25
Юрий Юрьевич,видно не зря мы начали эту тему,если находятся люди,которые со слов других ,заявляют,что шаг винта,для млторов меньше 30 сил,понты.

Скорее это другие заявляют, по средствам меня... Не надо путать!
Я пришел купить, а они отгроворили.
Ваша очередь.

Валерий ua
06.02.2008, 23:22
На сервисе сказали заморочки с винтами играют после 30 л.с. На меньших мощностях - всё это понты.

Муля,я основываюсь только на личном опыте.Все темы в разделе,по-моему существуют и для того,чтобы сомневающиеся может быть определятся,а начинающие получили бы начальный опыт и не повторили по возможности ошибок других.
А в чём,Вы видите мою очередь?В теме "винты",я дал сноски по винтам.

Оzzy
07.02.2008, 10:37
дабы разнообразить дискуссию, добавлю - подбор винта, равно как и заглубление дейдвуда для каждой лодки сугубо индивидуальное, это если речь идет о достижении конкретных характеристик. Если же речь идет о среднестатистическом пользователе, то тут есть несколько советов, которые помогут нормально экслуатировать мотор:
Заглубление по антикавитационной плите - 20...50 мм, мотор на средней загрузке не на полном газе не должен перекручивать паспортные обороты. Все остальные тонкости, повторюсь, индивидуальны, и зависят от обводов и загрузки лодки и поставленных требований.

Муля
07.02.2008, 10:38
Муля,я основываюсь только на личном опыте.Все темы в разделе,по-моему существуют и для того,чтобы сомневающиеся может быть определятся,а начинающие получили бы начальный опыт и не повторили по возможности ошибок других.
А в чём,Вы видите мою очередь?В теме "винты",я дал сноски по винтам.

Ну?
Почитал эту ветку, ветку "Винты", нашел как винты ставить, про втулки, шаг какой бывает, фирмы производители и т. д.
Но, обсуждения ЧТО ЭТО ДАЁТ не увидел.

Посему предлогаю на примере Тохацу 9,8 дать рекомендации что можно изменить заменив штатный винт.
Обсуждение можно продолжить в ветке "Винты".

SV&N
19.02.2008, 00:24
Вчерась решил посмотреть как будет стоять новый мотор на новой лодке. Накачал поставил на табуреточки, посмотрел и задумался, не низковато ли антикавитационная плита находится? Получается в аккурат 10 см от нижнего края транца, а ведь в мануале написано от 0-25 мм. и шо його робить? [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Юрий Юрьевич
19.02.2008, 05:09
Судя по фото, у Вас мотор сил в 5 -8. Если 5, то особенного глисса Вы вряд ли получите, разве что только с ухищрениями и то скорость будет км в 25-28. На такеой скорости сопротивлением "лишнего" 10 сантимерового участка хоть и лишнее, но терпимое. Второе, эти 10 см очень заметны на мелководьях при рыбалке. Надо наращивать транец, правда на такую высоту просто подкладкой не отделаетесь, т.к. струбцина мотора будет зажиматься как раз на границе транец-накладка. Поэтому накладку нужно крепить капитально. Как это сделать - есть много вариантов ищите поиском, если нужно.

Oleg.L
19.02.2008, 12:33
А мне кажется делать этого не стоит, так как в поворотах будет хватать воздух, за счет надувных балонов лодка не ложится на бок,плюс осутствие килеватости на транце. Лучше оставить все как есть,и не заморачиваться.

Oleg.L
19.02.2008, 12:35
Судя по фото на 8 сил мотор никак не тянет.

Юрий Юрьевич
19.02.2008, 17:50
Понятно, что антикавплита вровень с днищем может хватать воздух, хотя у меня мерки15 на оби1 и вельботе36 стоят кавплитой ВЫШЕ уровня киля, я это искал экспериментально постепенно подкладывая под мотор тонкие плоски пока не стало хватать воздух. Здесь же практически водоизмещающий ход при котором подсос воздуха наступает при бОльшей высоте (транец глубоко сидит). Лишнее заглубление мотора на скорость такую не влияет, но для рыбалки при проходах мелей и пять см сэкономить неплохо ИМХО.

SV&N
19.02.2008, 19:54
Юрий Юрьевич

Спасибо, хоть на 7 см, но я транец всё-таки подыму, останется 3см, думаю хватать воздух не будет. Транец хоть и прямой, но днищу небольшую килеватость я всё-таки придал - с помощью пластиковой трубы под сланями + натяжка днища получилась хорошая. Так что надеюсь добиться глиса с 5-кой

Юрий Юрьевич
19.02.2008, 20:33
Удачи и не бойтесь экспериментировать. Когда получаешь свой результат,он гораздо "вкуснее" чужого совета.

jaffar
19.05.2008, 13:52
Доброго дня! Комплект прог2м+суз40. Закончил обкатку и начал ее раскручивать. На обкаточной смеси 5000 оборотов больш не крутится, винт 15, но дело не в этом. При установке двигателя на среднее отв, идет всем пузом и скорость 41 км/ч, при перестановке на следующее отв 43км/ч и меньшей площадью касается, и на последнем (макс отодвинут от транца) 47 км/ч. Первые два отверстия регулировки(макс прижат к транцу) вообще ненужны, потому что получаются красивые брызги в виде усов высотой метра полтора :) Думаю подложить клин, отодвинув еще двиг от транца, стоит ли? а может выше- ниже?

Валерий ua
19.05.2008, 14:17
Доброго дня! Комплект прог2м+суз40. Закончил обкатку и начал ее раскручивать. На обкаточной смеси 5000 оборотов больш не крутится, винт 15, но дело не в этом. При установке двигателя на среднее отв, идет всем пузом и скорость 41 км/ч, при перестановке на следующее отв 43км/ч и меньшей площадью касается, и на последнем (макс отодвинут от транца) 47 км/ч. Первые два отверстия регулировки(макс прижат к транцу) вообще ненужны, потому что получаются красивые брызги в виде усов высотой метра полтора :) Думаю подложить клин, отодвинув еще двиг от транца, стоит ли? а может выше- ниже?
Эксперементировать можно до появления момента "дельфинирование",а потом возратиться в предидущее положение,но при этом ещё стоит учитывать загрузку.Положения нужны все,т.к. не во всех лодках одинаковый угол наклона транца.

Оzzy
19.05.2008, 15:45
Эксперементировать можно до появления момента "дельфинирование",а потом возратиться в предидущее положение,но при этом ещё стоит учитывать загрузку.Положения нужны все,т.к. не во всех лодках одинаковый угол наклона транца.

Дельфина на П-2 при указанной мощности никогда не будет. Проверено электроникой, очень специХФИцеский корпус...

Оzzy
19.05.2008, 15:48
Доброго дня! Комплект прог2м+суз40. Закончил обкатку и начал ее раскручивать. На обкаточной смеси 5000 оборотов больш не крутится, винт 15, но дело не в этом. При установке двигателя на среднее отв, идет всем пузом и скорость 41 км/ч, при перестановке на следующее отв 43км/ч и меньшей площадью касается, и на последнем (макс отодвинут от транца) 47 км/ч. Первые два отверстия регулировки(макс прижат к транцу) вообще ненужны, потому что получаются красивые брызги в виде усов высотой метра полтора :) Думаю подложить клин, отодвинув еще двиг от транца, стоит ли? а может выше- ниже?

Клин не нужен, ибо тогда сами себе противоречите "Первые два отверстия регулировки(макс прижат к транцу) вообще ненужны, потому что получаются красивые брызги в виде усов высотой метра полтора "
Зачем клин то тогда???
Ситуация для прога-2 нормальная. Максимальная скорость будет 49...50 км/ч при подобрнном винте и загрузке кормы кил так 150-180. При одном капитане "только красивые брызги".

jaffar
19.05.2008, 16:05
Клин не нужен, ибо тогда сами себе противоречите "Первые два отверстия регулировки(макс прижат к транцу) вообще ненужны, потому что получаются красивые брызги в виде усов высотой метра полтора "
Зачем клин то тогда???
Ситуация для прога-2 нормальная. Максимальная скорость будет 49...50 км/ч при подобрнном винте и загрузке кормы кил так 150-180. При одном капитане "только красивые брызги".

Клин не в ту сторону, в сторону что б отвести мотор еще от транца, (широкой стороной клина вниз). Пото му что только на последнем отверстии она нормально пошла без рысканий, и оторвалась от воды.

Оzzy
19.05.2008, 16:11
Клин не в ту сторону, в сторону что б отвести мотор еще от транца, (широкой стороной клина вниз). Пото му что только на последнем отверстии она нормально пошла без рысканий, и оторвалась от воды.

Изначально клин нужен для того, чтобы прижать ногу мотора еще ближе к транцу. Перепутаны термины, нужен "клин наоборот".

Хотя и он не нужен. Выше 50 км/ч не пойдет П-2 с этой мощностью, поднимите выше ногу, притопите корму, но от этого нос поднимется не сильно, и смачиваемая пов-ть практически не изменится, а вероятность прохвата воздуха увеличится. Все дело в прогрессовских обводах. Посему совет - не заморачиваться, и сосредоточится на других задачах.

Ser-g
20.05.2008, 22:13
Думаю нужно пробывать с 13-м винтом.а после этого делать выводы.Возможно этого будет достаточно.
Успехов

Валерий ua
20.05.2008, 23:31
Дельфина на П-2 при указанной мощности никогда не будет. Проверено электроникой, очень специХФИцеский корпус...
В данном,конкретном случае,понятие "дельфин"для Прог-2- это я слегка обобщил:)
назовём-окончание прироста скорости,если скорость растёт при отклонении мотора от транца,то почему бы не продолжить с игрой по высоте до разумного предела?
Клин снизу-вверх,поможет.На фотке видно,что есть место для поднятия вверх,но может появится проблема подхвата воздуха,а эту проблему уже обсуждали.

WOWAN
21.05.2008, 11:19
Вчерась решил посмотреть как будет стоять новый мотор на новой лодке. Накачал поставил на табуреточки, посмотрел и задумался, не низковато ли антикавитационная плита находится? Получается в аккурат 10 см от нижнего края транца, а ведь в мануале написано от 0-25 мм. и шо його робить? [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
НЕ заморачиваться, я с этим наигрался вдоволь и понял, что для надувах теория установки мотора по высоте несколько иная. Дело в том, что надувахи практически не имеют осадки, поэтому поднимая мотор на теоретически положеную для жесткого корпуса высоту, подхват воздуха обеспечен. С углом установки можно эксперементировать, хотя как показала практика, для нормальных показателей, достаточно чтобы мотор стоял просто вертикально. Вот подбор винта для надувах гораздо более актуален из-за изначальной легкости корпуса.

Оzzy
21.05.2008, 11:52
В данном,конкретном случае,понятие "дельфин"для Прог-2- это я слегка обобщил:)
назовём-окончание прироста скорости,если скорость растёт при отклонении мотора от транца,то почему бы не продолжить с игрой по высоте до разумного предела?
Клин снизу-вверх,поможет.На фотке видно,что есть место для поднятия вверх,но может появится проблема подхвата воздуха,а эту проблему уже обсуждали.

Скорость и П-2 это антонимы:D, народ не зря эту лодку "утюжком" назвал, не в обиду владельцам разумеется;). У этого корпуса очень много других положительных качеств, и удалось мне на нем походить именно под честными 40 силами, посему такая категоричность в ответе...

Валерий ua
21.05.2008, 14:06
Скорость и П-2 это антонимы:D, народ не зря эту лодку "утюжком" назвал, не в обиду владельцам разумеется;). У этого корпуса очень много других положительных качеств, и удалось мне на нем походить именно под честными 40 силами, посему такая категоричность в ответе...
Паша,но ведь шёл прирост скорости от 41 до 47,при увеличении угла и говорит, что ещё просится,то почему бы не попробывать.Я например стараюсь из техники всегда выжать максимум возможного,правда в разумных пределах.Поэтому и возился в том году с установкой мотора.

Оzzy
21.05.2008, 14:44
Паша,но ведь шёл прирост скорости от 41 до 47,при увеличении угла и говорит, что ещё просится,то почему бы не попробывать.Я например стараюсь из техники всегда выжать максимум возможного,правда в разумных пределах.Поэтому и возился в том году с установкой мотора.

Я именно поэтому и сказал, что сабж из комплекта выжал максимум. Ему осталось загрузить корму, и получит свои желанные 49,7 км/ч... Дальнейшее увеличение угла откидки мотора ни к чему положительному не приведет, проверено. Но опять таки, указанный диапазон скоростей отнюдь не для Проговских обводов, разве что только при относительном штиле. Комфортная скорость же при легком волнении - до 40 км/ч. И горючки меньше истратиться, время пребывания на воде увеличится, и корпус целее будет...

jaffar
21.05.2008, 16:00
Клин поставил, сместилось на полтора отверстия, в субботу попробую отпишусь.