Показати повну версію : Аккумуляторы (для электро моторов) и не только.
Похоже настало время иметь такой кладез знаний, и в этом направлении.
Искал. Нет, такой, темы.
Появляется куча, новых, брэндов и технологий. :spin:
Что взять лучше? :lodka:
Где показатель "цена-качество" не упал, со временем. :mat:
На рынок высыпало, "Trojan" тм и "EverExceed" тм.
Цены похожие и более-менее адекватные.
После общения с несколькими инет-магазинами, сделал выбор в пользу EverExceed DP.
Похоже настало время иметь такой кладез знаний, и в этом направлении Тема интересная и не раскрытая....тоже хотелось бы въехать;). Одно время интересовался ....при стоимости б/у мотора Мин Кота примерно в полторы тыс.гр., тяговый аккумулятор хорошего качества, начинался с восьми тыс.:( Многие используют обычные стартёрные, что не есть правильно и годов жизни им значительно укорачивает... Может есть у кого какие мысли по этим вопросам, но желательно с понимаем предмета, а не предположениями чайника:D...выскажитесь пожалуйста. В частности вопрос контроля степени разряженности аккумулятора в процентах на каком-нибудь компактном приборе, чтобы можно было визуально отслеживать "сколько там ещё есть":)
Первый показатель качества аккумулятора - это его вес.
Если я вижу аккумулятор 100 Ач с весом 25 кг., я буду сильно сомневаться либо в заявленной ёмкости, либо в его качестве.
Возможно на форуме есть кто плотно занимается этой темой и растолкует, мне тоже интересно.
Руслан 35
19.01.2017, 10:45
Первый показатель качества аккумулятора - это его вес.
Если я вижу аккумулятор 100 Ач с весом 25 кг., я буду сильно сомневаться либо в заявленной ёмкости, либо в его качестве.
Возможно на форуме есть кто плотно занимается этой темой и растолкует, мне тоже интересно.
Влад, а каковы аргументы приводящие к сомнениям?
Если очень упростить, то можно описать АКБ так: Ёмкость и пусковой ток напрямую зависят от площади пластин. Ресурс АКБ напрямую зависит от их толщины. Можно создать АКБ весом в 25 кг и ёмкостью 100 Ач, но за счёт его ресурса или очень продвинутых технологий (которые ну очень дороги).
Вот упрощённо где-то так...
Небольшая выдержка из статьи об аккумуляторах:
"Литиевые аккумуляторы на сегодняшний день – самые эффективные по удельной плотности запасаемой энергии на единицу собственной массы. Первые литиевые аккумуляторы были выпущены в начале 90х годов прошлого века, компанией Sony. С тех пор, областьих применения, всё время расширяется: от бытовой электроники и электроинструмента – до электромобилей, электрических автобусов и космических кораблей.
Основные типы литиевых аккумуляторов: литий ионные аккумуляторы и литий железофосфатные аккумуляторы.В зависимости от технологии производства и химического состава, они делятся на множество подвидов.Каждый из них имеет определённые преимущества и недостатки. Например, литий железофосфатные аккумуляторы служат дольше, чем литий ионные аккумуляторы и способны отдавать больший ток. Однако, литий ионные аккумуляторы – легче, компактнее и дешевле. Поэтому, по совокупности характеристик, литий ионные аккумуляторы получили наибольшее распространение в мире.
Источники питания на основе лития, произвели революцию в лёгком электротранспорте. Ими оснащаются электровелосипеды, электроскутеры,электросамокаты, электроскейты, сигвеи.
Для того, чтобы правильно купить литий ионный аккумулятор, необходимо чёткое понимание требуемых характеристик, таких как: расстояние пробега транспортного средства, скорость, масса перевозимого груза. В зависимости от них, а также мощности электропривода, будь то мотор колесо, или электродвигатель, подбирается источник питания, с нужным напряжением и ёмкостью.
Если придерживаться правил эксплуатации, то литиевые аккумуляторы - вполне безопасны. У них продолжительный срок службы. Литиевые аккумуляторы могут работать до 10 лет и годятся для переработки и повторного использования материалов, которые в них содержатся.
Для того, чтобы литий ионный аккумулятор служил максимально долго, достаточно выполнять простые рекомендации:
- не оставлять его надолго в полностью разряженном состоянии;
- хранить литий ионный аккумулятор, на протяжении длительного времени, лучше всего заряженным наполовину, при температуре от +3 до +15 градусов Цельсия;
- не превышать рекомендованный ток разряда и заряда;
- не перегревать и не разбирать литий ионный аккумулятор;"
Влад, а каковы аргументы приводящие к сомнениям?
Руслан, я несколько раз сталкивался с маленькими гелевыми аккумуляторами 12-14Ач и 18Ач для упса и срок их службы отличался почти в 2 раза. Время работы от них по началу было очень близким, но буквально через пару месяцев в более лёгких начинало стремительно падать.
Этим летом разговаривал с одним из поставщиков аккумов, он поведал простые вещи - почти все аккумуляторы производят на трёх китайских заводах, цена напрямую зависит от от стоимости свинца. Поставщики бывают и "не очень честными" и ради уменьшения себестоимости могут заказывать на производстве аккум-ы с меньшим количеством пластин. О наклейках и надписях рассказывать особо не буду, сам всё понимаешь. Заходил к нему на склад - некоторые виды автомобильных аккум-ов без обозначений, говорит тебе какую наклейку дать - varta или panasonic ? :)
Крайний раз взял у него 18 амперники, надпись гласит 20Ач, спрашиваю почему цена с моей скидкой как у других в рознице? Говорит заказал очень каКчественные и дорогие, там честных 18Ач есть. Вот второй год их юзаю, действительно, пока падения времени работы нет совсем, а на предыдущих уже менять собирался через 2 или 2,5 года.
Небольшая выдержка из статьи об аккумуляторах:
"Литиевые аккумуляторы на сегодняшний день – ..........
Я думаю тема будет скорее о гелевых и AGM глубокого разряда, хотя из топа это не понятно. Но, литиевые это другая планета и в первую очередь из за цены. Мы применяем LiIo 6Aч в спорте - это конечно супер, веса нет, а мощность безумная. Вместо 12В отдаёт 16-18В и запускает дизельный автобус, я был в шоке. Но цена LiIo 6Aч -100 евро, я даже боюсь вообразить, сколько может стоить 100 Ач :eek:
alexskonst
20.01.2017, 11:06
Ячейки бу Nissan Leaf
Руслан 35
20.01.2017, 11:06
Руслан, я несколько раз сталкивался с маленькими гелевыми аккумуляторами 12-14Ач и 18Ач для упса и срок их службы отличался почти в 2 раза. Время работы от них по началу было очень близким, но буквально через пару месяцев в более лёгких начинало стремительно падать.
Этим летом разговаривал с одним из поставщиков аккумов, он поведал простые вещи - почти все аккумуляторы производят на трёх китайских заводах, цена напрямую зависит от от стоимости свинца. Поставщики бывают и "не очень честными" и ради уменьшения себестоимости могут заказывать на производстве аккум-ы с меньшим количеством пластин. О наклейках и надписях рассказывать особо не буду, сам всё понимаешь. Заходил к нему на склад - некоторые виды автомобильных аккум-ов без обозначений, говорит тебе какую наклейку дать - varta или panasonic ? :)
Крайний раз взял у него 18 амперники, надпись гласит 20Ач, спрашиваю почему цена с моей скидкой как у других в рознице? Говорит заказал очень каКчественные и дорогие, там честных 18Ач есть. Вот второй год их юзаю, действительно, пока падения времени работы нет совсем, а на предыдущих уже менять собирался через 2 или 2,5 года.
Влад пример с 14-18 Ач Гелевыми поучительный, но не совсем касается темы, так как для электромотора АКБ имеет несколько иной габарит и ёмкость.
Гелевая батарея она как бы лучше для постоянных разрядов, но её цена и привередливость к температуре окружающей среды и току зарядки, сводят её достоинства на нет. Поэтому как альтернативу нужно рассматривать AGM технологию. Вот тут как раз соотношение ёмкость/вес и будет залогом качества батареи. Чем тяжелее батарея при меньшей ёмкости, тем лучше она исполнит функции тягового АКБ. Мы используем Аккумулятор Exide Start-Stop 105AH/950A в качестве батарей для электромоторов, претензий нет ни каких. Сам аккумулятор весит если не ошибаюсь, то 26 кг при 105 Ач.
Я даже боюсь вообразить, сколько может стоить 100 Ач :eek:
200-240 вечно зелёных и вес + - 10 кг. 800-1000 цыклов розряд-заряд ;)
Влад пример с 14-18 Ач Гелевыми поучительный, но не совсем касается темы, так как для электромотора АКБ имеет несколько иной габарит и ёмкость.
Гелевая батарея она как бы лучше для постоянных разрядов, но её цена и привередливость к температуре окружающей среды и току зарядки, сводят её достоинства на нет. Поэтому как альтернативу нужно рассматривать AGM технологию. Вот тут как раз соотношение ёмкость/вес и будет залогом качества батареи. Чем тяжелее батарея при меньшей ёмкости, тем лучше она исполнит функции тягового АКБ. Мы используем Аккумулятор Exide Start-Stop 105AH/950A в качестве батарей для электромоторов, претензий нет ни каких. Сам аккумулятор весит если не ошибаюсь, то 26 кг при 105 Ач.
AGM АКБ для электромотора всё таки лучше использовать тяговую, а не старт-стоп. Зачем для электромотора пусковые токи? А это в итоге срок службы АКБ, у тяговых он примерно в полтора раза больше обычно при равном производителе. Хотя я сам имею в лодке старт-стоп уже 5 лет и очень доволен, но она у меня стартер крутит в том числе
Руслан 35
20.01.2017, 15:28
AGM АКБ для электромотора всё таки лучше использовать тяговую, а не старт-стоп. Зачем для электромотора пусковые токи? А это в итоге срок службы АКБ, у тяговых он примерно в полтора раза больше обычно при равном производителе. Хотя я сам имею в лодке старт-стоп уже 5 лет и очень доволен, но она у меня стартер крутит в том числе
Как говорится, нет доказательств, что Старт-Стоп AGM не будет выполнять возложенную на него функцию тягового, так как в описании к этой технологии значится, что батарея способна питать всякие разные потребители в современном автомобиле, даже при не заведённом двигателе.
Опыт установки и использования в лодках для питания Минкот и МоторГайдов, говорит о том же. Работают прекрасно, не один сезон. Думаю очень велика сила маркетологов которые разными надписями на корпусе, делят на классы, одни и те же АКБ. Вес и Ач, вот что важно и первостепенно в свинцово-кислотных АКБ.
Я думаю тема будет скорее о гелевых и AGM глубокого разряда, хотя из топа это не понятно. Но, литиевые это другая планета и в первую очередь из за цены. Мы применяем LiIo 6Aч в спорте - это конечно супер, веса нет, а мощность безумная. Вместо 12В отдаёт 16-18В и запускает дизельный автобус, я был в шоке. Но цена LiIo 6Aч -100 евро, я даже боюсь вообразить, сколько может стоить 100 Ач :eek:
Я, на днях прочитал очень интересную статью о развитии прогресса в зависимости от новых технологий. В 2017 году американцы и японцы начинают серийное массовое производство электромобилей на литий ионных аккумуляторах. К 2023-2024 году прогнозируется практически полная замена автопарка с ДВС на автомобили на электрической тяге. Кроме этого в связи с планируемым значительным удешевлением литий ионных аккумуляторов планируется изменение в снабжении населения электроэнергией. Дело в том, что электроэнергия в США, ночью в 10 раз дешевле:eek: чем днем. Они планируют заряжать аккумуляторы ночью и использовать накопленную энергию днем.
К чему я все это написал? Судя по всему литий ионные аккумуляторы вскоре начнут дешеветь.
Как говорится, нет доказательств, что Старт-Стоп AGM не будет выполнять возложенную на него функцию тягового, так как в описании к этой технологии значится, что батарея способна питать всякие разные потребители в современном автомобиле, даже при не заведённом двигателе.
Опыт установки и использования в лодках для питания Минкот и МоторГайдов, говорит о том же. Работают прекрасно, не один сезон. Думаю очень велика сила маркетологов которые разными надписями на корпусе, делят на классы, одни и те же АКБ. Вес и Ач, вот что важно и первостепенно в свинцово-кислотных АКБ.
Как человек имевший отношение именно к производству АКБ могу сказать, что и технологии отличаются в производстве одних и тех же AGM АКБ в тяговом и старт-стоп исполнении. Подробности упускаю, так как они очень специфичны, но они есть и влияют... Если только для питания электромотора, рекомендую останавливать свой выбор именно на тяговом исполнении (но внимательно подбирать по току). Если для всего в лодке, то однозначно старт-стоп исполнение. Ну и рекомендую брать всё таки брэнды (Боши, они же Варты производят на заводе в Германии, круглые Эксайды перенесли производство в Мексику и качество упало), а не китайские варианты
Руслан 35
20.01.2017, 21:42
Вот как раз Бошш и Варту подделывают чаще всего, поэтому каждый сам должен решить, во что верить.
Кстати тема с маринистым маслом 4т, сродни тяговым AGM. Они вроде есть, но чем отличаются....
Из моей практики практически не было подделок аккумуляторов фирмы BAREN
Вот не слышал ничего об AGM от Baren. Сомневаюсь что они вообще ещё как марка существуют. Было время контора где я работал их продавала (и автомобильные, и батарейки). До сих пор с их представителем по Украине общаюсь (хотя он уже давно совсем другим занимается)
Ох и любишь ты Руслан что-то позаявлять даже если не в курсе ))))) Даже лень в инете полазить ))))) Выбирай любой на вкус [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
И если честно, пока не слышал чтобы подделывали AGM АКБ. Мало их и не сильно распространены. И что мешает разобраться в вопросе и купить именно немецкий? (тем более пока в других местах их не выпускают, имеется ввиду Бош и Варта)? Я как минимум знаю только в Киеве несколько контор, которые честно тягают Бош и Варту.
Ну и отличаются тяговые от старт-стопных в первую очередь характеристиками )))) А дальше уже составом и конфигурацией пластин, составом электролита, толщиной матов и ещё много всяких тонкостей )))) Не веришь на слово, купи два АКБ одной марки нормального производителя (тяговый и старт-стоп) и устрой вскрытие ))))))) Да, дорого, зато потом сможешь что-то смело заявлять )))))))))))))))))))))))))))))))))) Думаю и по маслам не всё так просто, но тут я не специалист и ничего не скажу ))))))
И аргумент и так всё работает не принимается. Всё работает и на обычном стартерном даже украинского или китайского производства ))))) Вопрос насколько долго )))) Всё познаётся в сравнении )))) Реально тут никто не сравнивал наработки на отказ и т.д. и не может дать реальную картину. А производители это делают (опять таки знаю не по наслышке)
И если честно, пока не слышал чтобы подделывали AGM АКБ. Мало их и не сильно распространены.
Не знаю как на счёт подделки, но в Китае их точно производят и не факт, что плохо. Вот, например, 7 Ач GEL+AGM ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Вот с того же завода тяговые гелевые 90-100Ач ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]) без AGM
И что мешает разобраться в вопросе и купить именно немецкий? (тем более пока в других местах их не выпускают)? Я как минимум знаю только в Киеве несколько контор, которые честно тягают Бош и Варту
Мешает то, что я, например, знаю как минимум одну кантору, которая таскает те же бренды из Китая. И отличить их, по всей видимости, сможет только посвящённый в тему.
Контору таскающую именно AGM с этикетками Бош и Варта, и она является официальным дилером боша или варты? Я и не написал, что их не производят в Китае (писал именно о боше и варте (они выпускаются на одном заводе), уже исправил чтобы было понятно), но пока видел их только под своими брэндами. А вот обычные конечно палят аж бегом, и это не секрет.
Но и лозунг: Покупайте только в проверенных местах!!! в нашей стране никто не отменял. Тем более официальные дилеры себя сильно выпячивают. И не думаю что они решат подмешивать откровенное левачьё, хотя кто его знает....
У меня есть тяговый EverExceed Aino micro на 12Ач [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] . Ему 3года, пользую нечасто - летом насосом лодку поднять + свет, зимой на льду в палатке освещение + мангал тем же насосом на морозе раздуть. :)
Пока что проблем с ним небыло.
У меня до сих пор живёт гелевый (произведённый в Тайване) на 7 а/ч купленный с Лориком Х87. Даже уже не помню сколько лет назад купленный, минимум 12 лет )))) И заряжаю я его в простое раз пол года. Очевидное, но невероятное )))))) Года 2 назад он выдержал два дня на рыбалке
Контору таскающую именно AGM с этикетками Бош и Варта, и она является официальным дилером боша или варты? Я и не написал, что их не производят в Китае (писал именно о боше и варте (они выпускаются на одном заводе), уже исправил чтобы было понятно), но пока видел их только под своими брэндами. А вот обычные конечно палят аж бегом, и это не секрет.
Но и лозунг: Покупайте только в проверенных местах!!! в нашей стране никто не отменял. Тем более официальные дилеры себя сильно выпячивают. И не думаю что они решат подмешивать откровенное левачьё, хотя кто его знает....
Возможно я не так понял. Достоверно знаю только об обычных кислотниках (не AGM) Бош, Варта, Панасоник, произведенных в Китае. На счёт прав и официальности импортёра мне не известно. Но с его слов, практически всё, в том числе и гелевые, производится на трёх китайских заводах, конкретно про AGM речь не шла.
Руслан 35
21.01.2017, 10:46
2Leva
А к чему была эта ссылка на пром уа?
Ты думаешь я не в курсе ассортимента ?
Только понимаешь, есть ещё и габаритные размеры, которые влияют на возможность установки.
Теперь про " любишь по заявлять".
Я всего лишь написал, что нет доказательств того, что АКБ Старт-Стоп AGM не выполнит функцию, которую выполняет тяговый с технологией AGM. Себе купил Exide EK 1050 105 Ач старт -стоп для Минкоты ПД55.
Замечу, выбор осознанный, за свои деньги, основанный на опыте и статистике применения для этих целей АКБ этого типа и производителя
2Leva
А к чему была эта ссылка на пром уа?
Ты думаешь я не в курсе ассортимента ?
Только понимаешь, есть ещё и габаритные размеры, которые влияют на возможность установки.
Теперь про " любишь по заявлять".
Я всего лишь написал, что нет доказательств того, что АКБ Старт-Стоп AGM не выполнит функцию, которую выполняет тяговый с технологией AGM. Себе купил Exide EK 1050 105 Ач старт -стоп для Минкоты ПД55.
Замечу, выбор осознанный, за свои деньги, основанный на опыте и статистике применения для этих целей АКБ этого типа и производителя
Статистика???? Данные в студию с протоколом испытаний минимум 5 образцов каждого вида ))))))) Тогда это статистика, всё остальное это ИМХо ))))))) Ты не доверяешь моим словам (человека, который был тесно связан с производством АКБ, побывавшем в командировках на заводах в Германии), прости, но это несколько... ))))) Ещё раз повторяю, если старт-стоп использовать только для минкоты, то ты сильно переплатил за ненужную тебе технологию (потеряв в ресурсе). Если у тебя этот АКБ крутит ещё и стартер на моторе, то ты полностью прав. Но разбираем мы тему именно по АКБ для электромоторов. Тут скорее стоит рассматривать варианты гелевых тяговых, AMG именно тяговых, ну и конечно щелочных... Никого не хотел обидеть, так что мир, дружба, жвачка ))))))
Возможно я не так понял. Достоверно знаю только об обычных кислотниках (не AGM) Бош, Варта, Панасоник, произведенных в Китае. На счёт прав и официальности импортёра мне не известно. Но с его слов, практически всё, в том числе и гелевые, производится на трёх китайских заводах, конкретно про AGM речь не шла.
Общаюсь я тут с представителем дилера по бошу, AGM у них немецкий, стартерные обычно чешские (твёрдый середнячёк, но хуже немцев однозначно). При встрече спрошу о китайцах. Бош для Европы сейчас производится на заводах Варты (знаю про Чехию и Германию). Информация только по автомобильным стартерным батареям. Может чего конечно не знаю, но вроде так
Руслан 35
21.01.2017, 12:30
Статистика???? Данные в студию с протоколом испытаний минимум 5 образцов каждого вида ))))))) Тогда это статистика, всё остальное это ИМХо ))))))) Ты не доверяешь моим словам (человека, который был тесно связан с производством АКБ, побывавшем в командировках на заводах в Германии), прости, но это несколько... ))))) Ещё раз повторяю, если старт-стоп использовать только для минкоты, то ты сильно переплатил за ненужную тебе технологию (потеряв в ресурсе). Если у тебя этот АКБ крутит ещё и стартер на моторе, то ты полностью прав. Но разбираем мы тему именно по АКБ для электромоторов. Тут скорее стоит рассматривать варианты гелевых тяговых, AMG именно тяговых, ну и конечно щелочных... Никого не хотел обидеть, так что мир, дружба, жвачка ))))))
Ну раз был, ездил, знаешь.
Дай пример правильной АКБ для электромотора в том размере и емкости как я указал.
Потом сравним цены, ресурс и остальное. А пока это бла, бла, бла ни о чём.
Ну раз был, ездил, знаешь.
Дай пример правильной АКБ для электромотора в том размере и емкости как я указал.
Потом сравним цены, ресурс и остальное. А пока это бла, бла, бла ни о чём.
Бла-бла-бла конечно веский аргумент в споре )))))) Как-ты наверное догадался, у меня сейчас стоит старт-стоп Бош немецкий на 80 Ач, выбирался именно из-за габаритных размеров при максимальной ёмкости. Пользуют его у меня и электростартер, м лебёдка Квик (помощнее минкоты), и эхолот-карплотер, ну и всего по мелочи. 5 лет полёт нормальный )))))) По производителям ничего сказать не могу (отошёл несколько от дел), впрочем как и по характеристикам твоего АКБ кроме ёмкости. Но посмотрев инет, можно сходу несколько интересных предложений найти (не исключая и китайских)
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Оптиму не советую, отдали производство в Мексику
Руслан, ничего не напоминает ??? )))))))
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Кстати, полный набор характеристик я так на ваш Эксайд и не нашёл )))) Габариты, ток и ёмкость. А где ресурс? Хотя кто его проверяет ))))) Даже где его производят не нашёл ))))) Зато дёшев )))) Кстати есть Варта-Бош в таком же исполнении немецкий, но дороже (хотя и не сильно)
милка 1970
21.01.2017, 13:28
Был у меня електромотор минкота 30,покупал в 2003 году,к нему предлагали акб типа работать не будет,но цена была,как 3.3меркури.Тогдазадал этот вопрос себе,если покупать спец акб+мотор,то может бензинку?Купил я только мотор,а акб использовал с машины.Приедем с товарищем на реку или озеро,сняли с 2110 Акб 55 и погнали,отрыбачили,поставили на машину и домой.Был у меня мотор лет 5-6 и всегда использовал акб с машин.При эксплуатации нужно понимать,что при большей скорости(их там5)быстрее садится акб,а если на тролинг на первой-второй хвати на день рыбачить.Еслиакб снят с машины нужно быть готовым к тому,если прое..л,то запуск с букса.Ну или покупать хотя бы 100ам\часов и возить в багажнике,на дольше хватит и срок больше,так как свинцовый боится полного разряда.Это мой личный опыт использования.При выборе електромотора нужно понимать зачем он вам.
Руслан 35
21.01.2017, 13:32
Бла-бла-бла конечно веский аргумент в споре )))))) Как-ты наверное догадался, у меня сейчас стоит старт-стоп Бош немецкий на 80 Ач, выбирался именно из-за габаритных размеров при максимальной ёмкости. Пользуют его у меня и электростартер, м лебёдка Квик (помощнее минкоты), и эхолот-карплотер, ну и всего по мелочи. 5 лет полёт нормальный )))))) По производителям ничего сказать не могу (отошёл несколько от дел), впрочем как и по характеристикам твоего АКБ кроме ёмкости. Но посмотрев инет, можно сходу несколько интересных предложений найти (не исключая и китайских)
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Оптиму не советую, отдали производство в Мексику
Ну вот, как я и предполагал, бла, бла, бла.
Я ведь дал тип Акб с моделью и производителем, поэтому для людей причастных к производству и бывших на производстве, иными словами в теме. Не сложно найти характеристики в интернете.
А что имеем по факту? Просто ссылки на первые попавшиеся с близкой ёмкостью. Я же упоминал о габаритах влияющих на возможность установки, поэтому речь вёл о конкретном типе с конкретным стандартным размером, а конкретно высота не выше 190 мм.
Давай посмотрим на цены.
Мой Exide ЕК 1050 стоит в среднем 4500-5000 грн, в зависимости от продавца. Так что я переплатил?
Повторю в третий раз. Не доказано, что Exide ЕК 1050 старт-стоп AGM технологии, не будет выполнять функции тягового АКБ.
Ну вот, как я и предполагал, бла, бла, бла.
Я ведь дал тип Акб с моделью и производителем, поэтому для людей причастных к производству и бывших на производстве, иными словами в теме. Не сложно найти характеристики в интернете.
А что имеем по факту? Просто ссылки на первые попавшиеся с близкой ёмкостью. Я же упоминал о габаритах влияющих на возможность установки, поэтому речь вёл о конкретном типе с конкретным стандартным размером, а конкретно высота не выше 190 мм.
Давай посмотрим на цены.
Мой Exide ЕК 1050 стоит в среднем 4500-5000 грн, в зависимости от продавца. Так что я переплатил?
Повторю в третий раз. Не доказано, что Exide ЕК 1050 старт-стоп AGM технологии, не будет выполнять функции тягового АКБ.
Руслан, ты даже и не ответил на очень простой вопрос, этот АКБ зачем в лодке? Только для минкоты или обслуживает всю сеть? То что вы выбрали под себя самый дешёвый АКБ как производитель тоже понятно. И у меня нет задачи искать под именно ваши габариты АКБ, у меня свои есть )))))) И где статистика по вашему АКБ? Сколько вы лет их применяете? Сколько было отказов? И ещё раз повторяю, по Вашей логике не нужен там АЖМ, достаточно применить самый дешёвый стартерный достаточной ёмкости (и тоже всё будет работать) )))))))
Руслан 35
21.01.2017, 13:44
Руслан, ничего не напоминает ??? )))))))
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Кстати, полный набор характеристик я так на ваш Эксайд и не нашёл )))) Габариты, ток и ёмкость. А где ресурс? Хотя кто его проверяет ))))) Даже где его производят не нашёл ))))) Зато дёшев )))) Кстати есть Варта-Бош в таком же исполнении немецкий, но дороже (хотя и не сильно)
Я уже теряюсь в догадках, по поводу Вашей информированности в сфере производства АКБ...
Exide это большой концерн, который владеет большим количеством брендов. В Польше и Испании производится Exide и Centra, у них полностью идентичные линейки АКБ. В чём собственно вопрос?
Вижу, что кроме Бош и Варта для тебя акб не существует, я же как раз не вижу смысла переплачивать. На счет ресурса, то как известно, это величина связанная с величиной разряда при каждом цикле. Чем он больше, тем общих циклов будет меньше. Это аксиома для всех кислотных акб.
Руслан 35
21.01.2017, 13:53
Руслан, ты даже и не ответил на очень простой вопрос, этот АКБ зачем в лодке? Только для минкоты или обслуживает всю сеть? То что вы выбрали под себя самый дешёвый АКБ как производитель тоже понятно. И у меня нет задачи искать под именно ваши габариты АКБ, у меня свои есть )))))) И где статистика по вашему АКБ? Сколько вы лет их применяете? Сколько было отказов? И ещё раз повторяю, по Вашей логике не нужен там АЖМ, достаточно применить самый дешёвый стартерный достаточной ёмкости (и тоже всё будет работать) )))))))
Я ведь попросил знающего, поосвещенного человека, дать альтернативу моему так сказать неправильному...
А в ответ " у меня нет задачи искать такой размер"...
Тогда о чём мы тут говорим?
Использовать один АКБ для электро мотора и бензинового, это верх неграмотности. Но каждый сам себе буратино. Хотя иметь возможность в экстренном случае использовать его как стартерную батарею, это скорее плюс, а не минус.
AGM технология в разы легче переносит глубокие разряды, поэтому выбор очевиден. Естественно для глубоких разрядов гель лучше, но и цена другая.
Я уже теряюсь в догадках, по поводу Вашей информированности в сфере производства АКБ...
Exide это большой концерн, который владеет большим количеством брендов. В Польше и Испании производится Exide и Centra, у них полностью идентичные линейки АКБ. В чём собственно вопрос?
Вижу, что кроме Бош и Варта для тебя акб не существует, я же как раз не вижу смысла переплачивать. На счет ресурса, то как известно, это величина связанная с величиной разряда при каждом цикле. Чем он больше, тем общих циклов будет меньше. Это аксиома для всех кислотных акб.
Сентра не имеет никакого отношения к концерну Эксайд, впрочем и как сам этот АКБ ))))) По поводу ресурса отменяем бла, бла, бла и начинаем оперировать цифрами )))))) Статистика она вообще-то в цифрах выражается )))))) Цифры в студию )))))))) И не переходим на личности при отсутствии аргументов )))))) Бош как пример, так как я его пользую лично 5 лет (кстати разница его по сравнению с Вашим поляком 500-800 грн в рознице при одинаковой ёмкости на сегодняшний день. Зачем платить больше тоже спорный вопрос при сравнении АКБ без указания места производства и чистокровного немца (10-15%)
Я ведь попросил знающего, поосвещенного человека, дать альтернативу моему так сказать неправильному...
А в ответ " у меня нет задачи искать такой размер"...
Тогда о чём мы тут говорим?
Использовать один АКБ для электро мотора и бензинового, это верх неграмотности.
Очень спорно, аргументы?
Но каждый сам себе буратино. Хотя иметь возможность в экстренном случае использовать его как стартерную батарею, это скорее плюс, а не минус.
Согласен, это аргумент
AGM технология в разы легче переносит глубокие разряды, поэтому выбор очевиден. Естественно для глубоких разрядов гель лучше, но и цена другая.
Тоже спорно. Предлагаю изучить вопрос о глубоких разрядах AGM и гелевых. Откуда такое заявление?
Где цифры? Где ссылки? Где ответы на все мои вопросы по статистике?
По Сентре беру свои слова обратно, прикупил их Эксайд для польских сборочных конвееров (без внешних поставок). Хотя отзывы по ним так себе в стартерном исполнении (дёшево, но не всегда сердито)
Руслан 35
21.01.2017, 14:13
Для очень внимательных в четвертый раз напишу.. Не доказано, что Exide ЕК 1050 старт-стоп AGM технологии, не будет выполнять функции тягового АКБ.
Можешь доказать, сам проводи опыты. Я же тебе ничего не должен. Статистика вещь упрямая, за три года один отказ, но отказ через три года активного регулярного использования с Моторгайдом. Установлено за это время штук 60 не меньше.
Дальше не вижу смысла спорить, так как когда нечем крыть, начинают требовать цифры, отчеты, ответы и прочее.
Чтоб, что то требовать, докажи не состоятельность AGM АКБ со старт стоп технологией.
Для очень внимательных в четвертый раз напишу.. Не доказано, что Exide ЕК 1050 старт-стоп AGM технологии, не будет выполнять функции тягового АКБ.
Можешь доказать, сам проводи опыты. Я же тебе ничего не должен. Статистика вещь упрямая, за три года один отказ, но отказ через три года активного регулярного использования с Моторгайдом. Установлено за это время штук 60 не меньше.
Дальше не вижу смысла спорить, так как когда нечем крыть, начинают требовать цифры, отчеты, ответы и прочее.
Чтоб, что то требовать, докажи не состоятельность AGM АКБ со старт стоп технологией.
Кто говорил о несостоятельности этой технологии? )))))) Я сам её применяю. Мы говорили об оптимальности )))) Не передёргивай ))))) 60 штук статистика за 3 года (при нормальном сроке эксплуатации обычного стартерного 4-5 лет стоящего намного дешевле). У вас есть статистика на отказ (и то если к вам выставляют претензии), но нет статистики на тоже падение параметров (а именно это важно при статистике оценивающей оптимальность). И ещё раз без обид, мы просто дискутируем )))) Я вон даже признал свою ошибку с Сентрой, не поленился, позвонил знающим людям ))))))
И дискуссия без доказательной базы это..... ОБС (одна бабка сказала) ))))))))))))))))))))))))))))))
Ребята, я смотрю вы в споре как то совсем разделили технологии AGM и GEL, но ведь они не исключают друг друга...
Влад, они на самом деле разделены. В AGM пропитанные маты между пластинами. Гель просто заменяет жидкий электролит. Ну, если совсем упрощённо. Считай параллельные технологии. Там и сами пластины сильно отличаются. Обычно принято разделять АКБ так: с жидким электролитом, с гелем и AGM. Хотя всё конечно очень условно. Тут это пытаются как-то объяснить [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] там и про стартерные с тяговыми мелькает
Отличная идея! :ajmolodec: Пожалуй, и себе, такое сделаю, т.е куплю. :palatka:
Ничего бы не меняли, как для совета? :rolleyes:
У меня есть тяговый EverExceed Aino micro на 12Ач [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] . Ему 3года, пользую нечасто - летом насосом лодку поднять + свет, зимой на льду в палатке освещение + мангал тем же насосом на морозе раздуть. :)
Пока что проблем с ним небыло.
Так и есть. Лет 12 , назад, я так и сделал.
Купив Минн-Коту, а акку не было, еще у нас, на Украине.
Или стоил... мама, не горюй. Купив Исту-100, за доступные ден.знаки.
За 2-3года, таки, положил, т.е угробил. Ну, ясный пень.
Недавно промониторил мат.часть и увидев доступность цен, купил ЭверЭксид (Everexced DP-100).
Мне прошлой "сотки" (Иста-100) хватало на 6-7ч, по 5-10" перемещения, на озере или в старике Днепра.
Лодка 3-х, и я один или с батей.
А купил, ща, с глубоким разрядом, ибо на Десне точно тяжко придется.
Тема интересная и не раскрытая....тоже хотелось бы въехать;).
...
Многие используют обычные стартёрные, что не есть правильно и годов жизни им значительно укорачивает... Может есть у кого какие мысли по этим вопросам, но желательно с понимаем предмета, а не предположениями чайника:D...выскажитесь пожалуйста. В частности вопрос контроля степени разряженности аккумулятора в процентах на каком-нибудь компактном приборе, чтобы можно было визуально отслеживать "сколько там ещё есть":)
Вы, правы. Акку для эхолота, дело пустяковое.
А вот для электромоторов...
Я думаю тема будет скорее о гелевых и AGM глубокого разряда, хотя из топа это не понятно. Но, литиевые это другая планета и в первую очередь из за цены. Мы применяем LiIo 6Aч в спорте - это конечно супер, веса нет, а мощность безумная. Вместо 12В отдаёт 16-18В и запускает дизельный автобус, я был в шоке. Но цена LiIo 6Aч -100 евро, я даже боюсь вообразить, сколько может стоить 100 Ач :eek:
Pulsar.UA пишет,
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Ребята, я смотрю вы в споре как то совсем разделили технологии AGM и GEL, но ведь они не исключают друг друга...
Мне кажется, что такая тема, как эта никогда не будет раскрыта. Показатель цена-качество - это один из показателей, а их на самом деле туево множество. Например : цена-качество-внешний вид, удобство при эксплуатации, соответствие лодкодевайсу, вес, циклы заряда-разряда, глубина допустимого разряда, контроль этого разряда, срок владения, похвастаться, выпендриться и т.п. Похожая дискуссия: какой бренд лучше Запорожец ... Феррари.
Пример: у меня минкота появилась лет 7 тому. Родной аккум был сразу проигнорирован из-за цены. Было куплено 2 авто-аккумулятора какого-то харьковского производства 60 А.ч. (дешевле не бывает) Иногда беру один, иногда два. Дальние перемещения - бензин. Крадусь, что бы не пугать - аккум. Ни разу не пожалел, кучу раз возвращался на второй передаче (на 3,4,5 как на второй, прибор показывал 9В). На сегодня : один в прошлом году подарил на машину товарищу, второй стоит полностью заряжен и ждет лета. Из недостатков - потеет (он обслуживаемый), поэтому имеет свою сумку. Подумываю купить такой же.
Вывод : Не зря так много всяких разных аккумуляторов в природе, все они созданы по образу и подобию, т.е. кислотные, но имеют всякие технологические бонусы для тех или иных задач. Поэтому выбирать их нужно исходя из возлагаемых на них задач и условий эксплуатации, ну и феншуй ни кто не отменял.
:lodka:
Вывод : Не зря так много всяких разных аккумуляторов в природе, все они созданы по образу и подобию, т.е. кислотные, но выбирать их нужно исходя из возлагаемых на них задач и условий эксплуатации
:lodka: ....ну вот и пытаемся разобраться, чтобы потом выбрать и благодаря Вашему посту тоже, есть полезная инфа, спасибо:) Хотя, как контролировать степень остаточного заряда, не понятно:cool: Вольтаж не говорит почти ни о чём....это как в баллоне с углекислотой, как только начинает показывать меньшее давление на манометре, значит он практически пустой, а до этого пол года всегда максимальное:D
Вольтаж не говорит почти ни о чём....это как в баллоне с углекислотой, как только начинает показывать меньшее давление на манометре, значит он практически пустой, а до этого пол года всегда максимальное:D
Здрасте-приехали.:confused:
Каким боком давление в баллоне к заряду аккумулятора?:eek:Газ пока есть,он есть.На пропане машина едет,пока он не кончится.И полный он или 3 литра -все равно.
В аккумуляторах как раз вольтаж и падает.Это десятые вольта,но именно так и смотрят на заряд.
Ниче там,часом,не перепутали?
Странно,
Отчего же не вспомнить мат.часть, или не забывать.
Прямая зависимость уровня мощности и вольтаж, это же, акку.
....ну вот и пытаемся разобраться, ...
Хотя, как контролировать степень остаточного заряда, не понятно:cool: Вольтаж не говорит почти ни о чём.. :D
Странно,
Отчего же не вспомнить мат.часть, или не забывать.
Прямая зависимость уровня мощности и вольтаж, это же, акку.
Правильное замечание.
Вполне достаточно этой инфы.
Я не зря написал про 9В. Это мало, т.е. плохо. Жалел бы аккум, сел бы на весла. Но я просто хотел сказать, что не так все просто как пишет книжка. И я нарушая требования прекращать эксплуатацию, когда на приборе под нагрузкой 10В (это моё мнение про 10В), все таки ехал. Но есть одно но. Я технарь, я знаю как долить водички в аккум, пару рециклов зимой делаю (когда свет отключают пользуюсь аккумулятором), что бы восстановить солевой баланс внутри. Поэтому я ничего ни кому ни когда не советую, просто мнение высказываю.
На самом деле зависимость напряжения от остаточной ёмкости будет только под определённой нагрузкой (не даром придумали нагрузочную вилку, есть такой прибор для проверки состояния АКБ). Но нагрузочная вилка прилично прибивает АКБ, так что не советую ей часто пользоваться. Кстати, там далеко не линейная зависимость падения напряжения от остаточной ёмкости, там скорее кривая. При значениях остаточной ёмкости больше 70% напряжения падает очень незначительно...
Летопись, любой зарядки твердит.
12.66(12.6В) это 100% заряженный акку или только что останов зарядки.
12.4 ~ 12.6 это хорошо заряженный акку, но можно дозарядить. Будет здоровее.
Ниже 12.4 (а это и 11.5 и даже 10) срочно нужно зарядить.
Иначе акку чахнет.
А 4В это вааще труп, в акку лексике.
На прием акку, утилизация, 200грн.
Или циганам 220.
Хотя СТЕК берется за любой акку,
в пределах разумного.
Летопись, любой зарядки твердит.
12.66(12.6В) это 100% заряженный акку или только что останов зарядки.
Не согласен,у меня были GEL Luxeon 60 ah и Ventura AGM 40 ah использовал с лодочным эл.мотором . Так они полностью заряженные 12.95-13.15 после недельного отстоя показывали.:)
Для каждого типа кислотных АКБ свои значения напряжения. Усреднённо: для стартерных (обычных с жидким электролитом) нормальное конечное напряжение для полностью заряженного АКБ 14,25 В. Для AGM start-stop это 13,85 В (и его не рекомендуется превышать), для гелевых вроде тоже 12,25, но могу ошибаться. Хотя у меня при зарядке 14,2-14,3 В на лодке и 5 лет полёт нормальный с AGM start-stop (лень было что-то с электроникой мутить) ))))
Здрасте-приехали.:confused:
Ну вот, а Вы говорите "Здрасте-приехали";) Получилось же тему встряхнуть и ещё кой- какой инфой разжиться:D:ajmolodec:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Да ну, у 12В акку на клемах 14В?
Это у генератора, на клемах акку.
Посмотрите на позначку на этикетке акку.
12В
Гелеевых акку нет в природе. Желеобразные электролит есть. И напряжение чуток выше 12.8 или 12.9 это да.
Для каждого типа кислотных АКБ свои значения напряжения. Усреднённо: для стартерных (обычных с жидким электролитом) нормальное конечное напряжение для полностью заряженного АКБ 14,25 В. Для AGM start-stop это 13,85 В (и его не рекомендуется превышать), для гелевых вроде тоже 12,25, но могу ошибаться. Хотя у меня при зарядке 14,2-14,3 В на лодке и 5 лет полёт нормальный с AGM start-stop (лень было что-то с электроникой мутить) ))))
Летопись, любой зарядки твердит.
12.66(12.6В) это 100% заряженный акку или только что останов зарядки.
12.4 ~ 12.6 это хорошо заряженный акку, но можно дозарядить. Будет здоровее.
Ниже 12.4 (а это и 11.5 и даже 10) срочно нужно зарядить.
Иначе акку чахнет.
А 4В это вааще труп, в акку лексике.
На прием акку, утилизация, 200грн.
Или циганам 220.
Хотя СТЕК берется за любой акку,
а пределах разумного.
Не совсем 12,6в
Когда-то сохранил такие таблички:
....и это есть правильно, таблички полностью отражают действительную картину наблюдаемую мной лично за более чем двадцатилетнюю практику. В пред идущих постах есть некоторое смещение понятий.... есть напряжение аккумулятора в конце заряда и есть напряжение на клемах батареи после остывания электролита скажем через 30-60 минут после зарядки. Всё остальное смотрим в ниже приведённых табличках с поправкой на температуру внешней среды. :)
Эти таблички скорее относятся к стартерным обслуживаемым батареям (те, которые были в чёрных корпусах), есть такие и в белых (под маркой необслуживаемых). Более новые технологии имеют несколько другую картину по напряжениям/остаточной ёмкости со свободными клемами. Лично выбрасывал АКБ (японского производства) с остаточным напряжением 12,3-12,4 В переставшим крутить стартер.
Ну и ещё посмотрел, не поленился паспорт на мой АКБ старт-стоп. У них кроме нормального напряжения зарядки 13,85 В, есть ещё и максимальное 14,8 В с припиской что при этом падает ресурс. Ещё и добавили минимальное напряжение при установки АКБ на автомобиль в 12,5 В. Вот где-то так.
Ну конечно!
Летопись инструкций гласит, правильное значение, в состоянии покоя.
А это, минимум 30-40мин после зарядки или пользования.
И потом,
вам любой прибор школьника 12.66В покажит 12.7В
....и это есть правильно, таблички полностью отражают действительную картину наблюдаемую мной лично за более чем двадцатилетнюю практику. В пред идущих постах есть некоторое смещение понятий.... есть напряжение аккумулятора в конце заряда и есть напряжение на клемах батареи после остывания электролита скажем через 30-60 минут после зарядки. Всё остальное смотрим в ниже приведённых табличках с поправкой на температуру внешней среды. :)
Руслан 35
05.02.2017, 14:30
Массу ответов на вопросы можно получить вот из этой статьи.[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Статья очень общая, обзорная с БОЛЬШИМ уклоном на рекламу аккумуляторов данного типа и ОСОБЕННО зарядного устройства к ним. Приведённые данные по обслуживанию и зарядке аккумуляторов, практически не отличаются от обычных "устаревших" батарей с жидким электролитом:( Особенно рассмешило ограничение значение в 15.2 в. зарядного напряжения:D. Во всех старых инструкциях по обслуживанию аккумуляторов указывается максимальное зарядное напряжение 14.5-14.8 в.;) ....и соответственно рекомендация о не возможности установки такого типа батарей на устаревшие модели автомобилей вызывает удивление и вопросы:confused:
Статья очень общая, обзорная с БОЛЬШИМ уклоном на рекламу аккумуляторов данного типа и ОСОБЕННО зарядного устройства к ним. Приведённые данные по обслуживанию и зарядке аккумуляторов, практически не отличаются от обычных "устаревших" батарей с жидким электролитом:( Особенно рассмешило ограничение значение в 15.2 в. зарядного напряжения:D. Во всех старых инструкциях по обслуживанию аккумуляторов указывается максимальное зарядное напряжение 14.5-14.8 в.;) ....и соответственно рекомендация о не возможности установки такого типа батарей на устаревшие модели автомобилей вызывает удивление и вопросы:confused:
Вот чувствуется собственный опыт, + так сказать проделанная лабораторная работа с замерами. (полностью совпадает с моими замерами, как при питании от ПЛМ, так и от электросети, через соответствующие регуляторы).
Ведь мало кто из пользователей, проводил самостоятельные подобные замеры.
А если б провели, то знали бы, что даже в так называемых необслуживаемых АКБ от бесперебойников при напряжении 14,8-15в электролит начинает кипеть, о чём свидетельствует бульканье, а затем и вылет пробок(если верхняя крышка снята(демонтирована).
П.С.: но у спец.АКБ для электромоторов циферки вольтажа (при зарядке)по памяти ещё ниже .(с этими АКБ ещё детально не общался:)).
Руслан 35
05.02.2017, 19:37
Ну давай по порядку.
Статья это статья, есть много действительно полезного. Напряжение максимальное указывается на конкретном АКБ. У моего Exside старт стоп 105 и 70 Ач указано 14,6 В. По поводу 15,2 В тут все мутно, так как импульсные зарядные не дадут закипеть в отличии от трансформаторных.
Заряжаются AGM и обычные кислотники действительно по одному алгоритму, единственное это лучше импульсным зарядным пользоваться и не морочить себе голову этим вопросом.
Кстати уже почти год под капотом своего допотопного Рено Кенго стоит AGM 70 Ач. Полёт нормальный.
Ну давай по порядку.
Статья это статья,
Кстати уже почти год под капотом своего допотопного Рено Кенго стоит AGM 70 Ач. Полёт нормальный. А вот это нормально:ajmolodec:
Andryhin
05.02.2017, 19:47
Читал, читал, читал я тему :)
По итогу, мне нужен аккум в лодку. Мотор Хонда 30, эхолот, огни, лебедка. Частые короткие переходы, частые подьемы якоря. Т.е. аккум не успевает нормально зарядится. Эхолот планируется 9ка или 12ка.
Мне нужно брать аккумулятор старт-стоп. Правильно? АГМ или гель внутри аккумулятора - это просто технологии исполнения? Важно, чтоб аккум переносил глубокие разряды. Стартерный (как в машину) не подходит.
Емкость какую брать? Я думаю в пределах 60-80 А/ч. Можно дать ссылки на конкретные модели?
Ну и наверно нужно еще докупить зарядное устройство. Что взять?:confused:
Спасибо
Руслан 35
05.02.2017, 19:55
А вот это нормально:ajmolodec:
Кстати когдато пользовался импульсным зарядным устройством Орион с максимальным током 6А. И регулятором(непонятно чего но оно напряжение на клемах меняло). Так им заряжал любые автомобильные АКБ и даже миниатюрный 5 Ач от эхолота (гель или агм не знаю) но ничего не кипело и не раздувалось.
Кстати на максимуме регулятора напряжение на клеммах зарядного было 15 с копейками вольт. Вот такие вот дела. После того как наехал колесом на этот Орион, купил в Эпицентре автоасистанс HF7DVD. Это шедевр от китайцев, очень рекомендую. Стек покажется недоделанным в сравнении с этим.
Руслан 35
05.02.2017, 19:59
Читал, читал, читал я тему :)
По итогу, мне нужен аккум в лодку. Мотор Хонда 30, эхолот, огни, лебедка. Частые короткие переходы, частые подьемы якоря. Т.е. аккум не успевает нормально зарядится. Эхолот планируется 9ка или 12ка.
Мне нужно брать аккумулятор старт-стоп. Правильно? АГМ или гель внутри аккумулятора - это просто технологии исполнения? Важно, чтоб аккум переносил глубокие разряды. Стартерный (как в машину) не подходит.
Емкость какую брать? Я думаю в пределах 60-80 А/ч. Можно дать ссылки на конкретные модели?
Ну и наверно нужно еще докупить зарядное устройство. Что взять?:confused:
Спасибо
С такими вводными или обычный кислотник 100Ач, или AGM на который денег хватит 70-105Ач.
Читал, читал, читал я тему :)
По итогу, мне нужен аккум в лодку. Мотор Хонда 30, эхолот, Что взять?:confused:
Спасибо "...я теперь антисоветчик и советов не даю!":D Раньше на, примерно, такой комплект, хватало обычного 6СТ 60 , с обязательным обслуживанием в конце сезона и перед наступлением следующего.... Теперь бы смотрел в сторону АГМ технологий, но, лично не знаком, поэтому см.выше:)
С такими вводными или обычный кислотник 100Ач, или AGM на который денег хватит 70-105Ач. Я какбы не сильно шарю .... Но генератор у хонды не усерется такой акум заряжать ??? По авто знаю , что не есть гуд , вместо 60А ставить 90 А ( к примеру ) .По сути акум будет постоянно не дозаряжен. И нафига там 100 ка ? Типа " шоб було " ???:cool:
Кстати когдато пользовался импульсным зарядным устройством Орион с максимальным током 6А. ...мы же все спешим, пытаемся всё успеть;).... и не обращаем внимания на мелочи:D.... когда у меня второй по счёту АГМ 7а/ч начал быстро "сдуваться":( , догадался измерить напряжение на клемах "специального" зарядного устройства для этих аккумуляторов, так сказать, этот китайский шедевр выдал мне 16 вольт:eek: Пришлось изготовить зарядное самому, теперь всё окей:lodka: Скажу по секрету: 0.5-0.7 ампера, при напряжении 13.8-14.0 вольт, идеально для такой батареи (хотя надписей на них и мнений по этому поводу, очень много разных):rolleyes:
Очень умилило "устаревшая" технология в высказываниях об АКБ с жидким электролитом ))))) Они есть разные, в том числе и достаточно продвинутые по технологиям именно в стартерном исполнении с жидким электролитом. Превышения напряжения в гелевых и AGM при зарядке (в разумных пределах, те же 15В) обычно их не убивает, а просто сокращает их срок службы. У тех же тяговых он более 1000 циклов как в гелевом исполнении, так и с жидким электролитом или AGM. А вот в старт-стопах глубокий разряд он переживёт 200-300 циклов (а если его не разряжать более 50%, то значение циклов уже 600-800). По этому для чистых электромоторов стоит всё таки больше смотреть на тяговые исполнения АКБ. У меня стоит АКБ старт-стоп AGM на 80 Ач, при двигателе 50 л.с. и его вполне хватает и на лебёдку Квик (два раза больше потребление чем у минкоты), и на эхолот-карплотер 7", ну и на стартер двигателя, плюс освещение и т.д. Да, заряжаю я его 2 раза в году в начале лета (перед сезоном) и осенью (в конце сезона) и до заряжать нужно очень незначительно.
Andryhin
05.02.2017, 20:28
У меня стоит АКБ на 80 Ач, при двигателе 50 л.с. и его вполне хватает и на лебёдку Квик (два раза больше потребление чем у минкоты), и на эхолот-карплотер 7", ну и на стартер двигателя, плюс освещение и т.д.
А что за аккум? можно ссылку на него?
Спасибо :)
Я какбы не сильно шарю .... Но генератор у хонды не усерется такой акум заряжать ??? По авто знаю , что не есть гуд , вместо 60А ставить 90 А ( к примеру ) .По сути акум будет постоянно не дозаряжен. И нафига там 100 ка ? Типа " шоб було " ???:cool: ... а ничего не будет, он просто будет работать в каком-то среднем режиме с постоянным не до зарядом... В подсознании пользователей будет присутствовать цифра 100, и это будет вызывать спокойствие и мысли о том, что можно установить саббуфер:D Но выше упомянутый девайс сотка уже не выдержит при таком генераторе;)
Руслан 35
05.02.2017, 20:34
Я какбы не сильно шарю .... Но генератор у хонды не усерется такой акум заряжать ??? По авто знаю , что не есть гуд , вместо 60А ставить 90 А ( к примеру ) .По сути акум будет постоянно не дозаряжен. И нафига там 100 ка ? Типа " шоб було " ???:cool:
Речь об полной зарядке Акб думаю не идет, а вот список потребителей и режим работы этого Акб говорит о том, что нужен запас, чтоб напряжение не проседало.
Скажу по секрету, если из тазика наполненного водой слить пару литров, то для того, чтоб он снова стал полным, нужно опять налить эти пару литров. Это я к тому, что нужно подзаряжать Акб. Сколько взял, столько и отдай.Только вот чем больше емкость батареи, тем легче происходит процес как на отдачу, так и на прием .
Речь об полной зарядке Акб думаю не идет, а вот список потребителей и режим работы этого Акб говорит о том, что нужен запас, чтоб напряжение не проседало.
Скажу по секрету, если из тазика наполненного водой слить пару литров, то для того, чтоб он снова стал полным, нужно опять налить эти пару литров. Это я к тому, что нужно подзаряжать Акб. Сколько взял, столько и отдай.Только вот чем больше емкость батареи, тем легче происходит процес как на отдачу, так и на прием .
А что за потребители ? Три лампочки и эхолот с лебедкой :D???? Там 44 Ач за глаза . Лучше литий .Имхо
Руслан 35
05.02.2017, 20:52
А что за потребители ? Три лампочки и эхолот с лебедкой :D???? Там 44 Ач за глаза . Лучше литий .Имхо
То есть
"По итогу, мне нужен аккум в лодку. Мотор Хонда 30, эхолот, огни, лебедка. Частые короткие переходы, частые подьемы якоря. Т.е. аккум не успевает нормально зарядится. Эхолот планируется 9ка или 12ка."
Этого мало? Стартер мотора, лебедка, эхолот (9-12 дюймов с не кислым потреблением) . И самое главное частые короткие переходы и частые подьемы якоря.
Давайте советуйте, только у человека эхо глючить начнет, что будете советовать после этого?
А что за аккум? можно ссылку на него?
Спасибо :)
Сорри, ввёл в оману, у меня не 80Ач, а 70Ач.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Есть точно такая же Варта, я уже писал, они на одном заводе выпускаются. Брал не тут, да и было это 5 лет назад, но АКБ именно этот ))))
Да, забыл отметить, много не езжу, но часто таскаю якоря и завожусь (джиг недалеко от Киева он такой) )))))))
Andryhin
05.02.2017, 21:03
Сорри, ввёл в оману, у меня не 80Ач, а 70Ач.
Да, забыл отметить, много не езжу, но часто таскаю якоря и завожусь (джиг недалеко от Киева он такой) )))))))
О! Цена меня устраивает. 70 Ач, я так понимаю достаточно. На что смотреть при покупке? На дату выпуска? Где купить не подделку?
Ну и мне все равно придется время от времени заряжать его вне воды. Как часто? Какая хорошая зарядка для него?
То есть
"По итогу, мне нужен аккум в лодку. Мотор Хонда 30, эхолот, огни, лебедка. Частые короткие переходы, частые подьемы якоря. Т.е. аккум не успевает нормально зарядится. Эхолот планируется 9ка или 12ка."
Этого мало? Стартер мотора, лебедка, эхолот (9-12 дюймов с не кислым потреблением) . И самое главное частые короткие переходы и частые подьемы якоря.
Давайте советуйте, только у человека эхо глючить начнет, что будете советовать после этого?Ходовые огни будут месяц гореть от 100 ки , цветной эхолот у меня от 7 амперного аккамулятора работает 2 дня и полность не розряжается. У соседа на 124 мерседесе 88 Ач крутит 3 литровый дизел по пол часа в -15 . Это я к тому , что как заводится хонда он (акум) и на 0,1 % розрядиться не успеет . Так что 50 Ач это за глаза
О! Цена меня устраивает. 70 Ач, я так понимаю достаточно. На что смотреть при покупке? На дату выпуска? Где купить не подделку?
Ну и мне все равно придется время от времени заряжать его вне воды. Как часто? Какая хорошая зарядка для него? Раньше смотрели на дату выпуска, оговаривалась цифра в один месяц со дня выпуска для залитой электролитом батареи.... Заряжать лучше "умным" импульсником подходящим для мощности Вашей батареи 1-2 раза за сезон.:) ...и два раза в межсезонье, в конце и начале следующего...
Руслан 35
05.02.2017, 21:27
Ходовые огни будут месяц гореть от 100 ки , цветной эхолот у меня от 7 амперного аккамулятора работает 2 дня и полность не розряжается. У соседа на 124 мерседесе 88 Ач крутит 3 литровый дизел по пол часа в -15 . Это я к тому , что как заводится хонда он (акум) и на 0,1 % розрядиться не успеет . Так что 50 Ач это за глаза
Для мотора и лебедки хватит и 60-ки, а вот 9-12 дюймовый эхолот будет против скачков напряжения. Но можете меня не слушать, это моё ИМХО основанное на некоемом опыте. А когда ещё и в гарантии на эхо откажут из за причины повреждения, то опять вспомните, что обычная стартерная батарея с бОльшей емкостью была бы не лишней. Но то такое.
От чего эху глючить то ?
Хонды 30-50 не замерял выход гены, но даже у Тохи 15,(у Ямахи15 с этим похуже на малых оборотах) от ориг.ген.катушки на нейтралке(а это +-900-1000оборотов) уже выдаёт 1,2-1,5А и вольт 10-12.
Вот и считай, будет эхо глючить или нет.:)
Не, ну если ещё музыка с минибаром :) т.д., то будет глючить, придётся обороты мотора повышать(что б генератор стал больше выдавать, обеспечивая ваших потребителей).
Мой совет спрашивающему: возьми "поезженный" АКБ (3года) 45-60а/ч и начни с него, а там точно определишся с необходимой ёмкостью АКБ исходя из своего режима энергопотребления и выдаваемого питания от гены мотора.
Czar писал где то , что они от АКБ 7а/ч Ходу 15/20 заводили. АКБ при переходах был постоянно ВКЛ к мотору(заряжался)., но у них было мин.доп.потребителей, АКБ успевал подзаряжаться.
И литиевые сдесь и нафиг не нужны.
Мой совет спрашивающему: возьми "поезженный" АКБ (3года) 45-60а/ч и начни с него, а там точно определился с необходимой ёмкостью АКБ исходя из своего режима энергопотребления и выдаваемого питания от гены мотора. ....классный совет, со своей машины поставить на лодку, а на машину новый...тем более лето это, а не зима, всегда можно крутнуть назад, а свободный на зарядку определить;)
Руслан 35
05.02.2017, 22:04
От чего эху глючить то ?
Хонды 30-50 не замерял выход гены, но даже у Тохи 15,(у Ямахи15 с этим похуже на малых оборотах) от ориг.ген.катушки на нейтралке(а это +-900-1000оборотов) уже выдаёт 1,2-1,5А и вольт 10-12.
Вот и считай, будет эхо глючить или нет.:)
Не, ну если ещё музыка с минибаром :) т.д., то будет глючить, придётся обороты мотора повышать(что б генератор стал больше выдавать, обеспечивая ваших потребителей).
Мой совет спрашивающему: возьми "поезженный" АКБ (3года) 45-60а/ч и начни с него, а там точно определишся с необходимой ёмкостью АКБ исходя из своего режима энергопотребления и выдаваемого питания от гены мотора.
Czar писал где то , что они от АКБ 7а/ч Ходу 15/20 заводили. АКБ при переходах был постоянно ВКЛ к мотору(заряжался)., но у них было мин.доп.потребителей, АКБ успевал подзаряжаться.
И литиевые сдесь и нафиг не нужны.
Вы когда нибудь видели напряжение бортовой сети, при подьеме якоря и слегка подсевшей Акб? Или всё чисто по табличкам и учебникам судите?
Так Акб просаживается ниже 12 Вольт при недостаточной емкости. Так вот в это время эхо с диагональю 9-12 дюймов как раз и может глючить начать. Ну не любят они такого.
Andryhin
05.02.2017, 22:15
От чего эху глючить то ?
Мой совет спрашивающему: возьми "поезженный" АКБ (3года) 45-60а/ч и начни с него, а там точно определишся с необходимой ёмкостью АКБ исходя из своего режима энергопотребления и выдаваемого питания от гены мотора.
И литиевые сдесь и нафиг не нужны.
Нет, пройденный этап. Обычный аккум, который стоит сейчас не протянул и 3 года. Лебедка здорово нагружет бортовую сеть.Напряжение падает - эхолот выключается+эхолот почти всегда включен. А на холостом ходу, и мелких (5-10 мин) переходах, генератор не успевает заряжать. Осенью аккум на 60 Ач "умирал" 2 раза. Я потому и начал думать, что стартерный аккум не вариант. Руслан дело говорит.
Вариант машины и лодки - отличается.
О! Цена меня устраивает. 70 Ач, я так понимаю достаточно. На что смотреть при покупке? На дату выпуска? Где купить не подделку?
Ну и мне все равно придется время от времени заряжать его вне воды. Как часто? Какая хорошая зарядка для него?
Я заряжаю всего два раза в год, пока хватает. На эхе вывел мониторинг напряжения, так что при выключенном двигателе не желательно понижать ниже 12,2 В. Но пока напряжение не проседало ниже 12,3 В. Зарядкой пользуюсь самопальной, но навороченной в плане качества импульсов, так что по промышленным ничего сказать не могу. Кстати, лебёдкой пользуюсь только с работающим мотором на нейтрали, так проседает напряжение значительно меньше. Эхолот на месте ловли (на якоре) советую выключать, рыбу он всё таки пугает, ну и экономия всё же
Вы когда нибудь видели напряжение бортовой сети, при подьеме якоря и слегка подсевшей Акб? Или всё чисто по табличкам и учебникам судите?
Так Акб просаживается ниже 12 Вольт при недостаточной емкости. Так вот в это время эхо с диагональю 9-12 дюймов как раз и может глючить начать. Ну не любят они такого.
Вроде бы нормально написал, что надо сопоставить свои запросы по электропотреблению и то что выдаёт гена мотора. Если это так сложно сделать самому, тогда без доп.помощи ни как. Или сразу 2*120а/ч.:)
Если я при заглушеном моторе ВКЛ автокомпрессор(написано 12а 12в) от АКБ 4а/ч!!!, 06 или 07года !!!, то АКБ тяжко, да и компрессор работает бодро только первые несколько минут. А если при заведённом моторе(Тоха9,8), то и АКБ легче да и компрессор качает нормально.
Чистая физика, это вроде ж должно быть понятно.(про вёдра выше ж писалось).
И сообщения Leva это так же подтверждают.
Но повторюсь ещё раз, режимы у всех разные, запросы по энергопотреблению так же. Что делать?, считать баланс расход/приход .
Не ну есть конечно же чудики, которые перед тем как завести авто , особенно зимой в мороз, ВКЛ ближний, все подогревы(сидушки, стёкла, дворники, зеркала), и только потом заводят машину. Но это же редчайшее исключение:).
Очень часто бывает так, что пользователь уверен что питание от гены мотора есть, а на деле, после проверки, оказывается что это не так. Или есть доп.потери в бортовой сети. Опять же, или самому, или помощь.
Пока зима, если есть желание, можно совместными усилиями посчитать. Данные по потреблению эл.лебёдки* на кол-во подъёмов/возможно спусков плюс расходы эхолота. И сопоставить с отдачей гены мотора и можно с точностью +-15-20% сориентироваться по ёмкости АКБ.
И самое главное, сильно разряженным АКБ лучше не оставлять, тем более на длительное хранение.
Пред идущий пост толковый, стоит прислушаться... Да, и якорную лебёдку, даже из соображений безопасности судовождения следует включать только после пуска двигателя....чтобы не получилось, что якорь выбран, а двигатель не хочет запускаться, дальше ветер, волна, проходящие мимо пароходы и тд. и тп.:cool:
В России активно пользуются спросом само\сборные батареи, собранные на основе элементов 18650. Например, используют для питания 12 В эхолотов. Так же для шуруповертов и т.п. Изучив, найденную информацию, я понял, что для нормальной работы такой собранной батареи необходимо использовать балансировочную плату (для правильного процесса зарядки). Плюс к этому, желательно пайку осуществлять специальным точечным паяльником (не знаю как он точно называется, визуально паяет как сварка). "Правильная" зарядка у меня есть (АйМакс). Платы есть на АлиЭкспрессе. Паяльника такого у меня нет, можно использовать пластиковые боксы, которые есть на любом радио рынке. Однако это дополнительная "громоздкость". Хотелось бы заказать такой, правильно собранный, АКБ на 12 В у какого-нибудь специалиста, который точно знает что делать. В Украине я объявлений о сборке таких АКБ не нашел. Вернее есть одна контора, которая занимается АКБ для летающих "игрушек", но хотелось бы заказать такой АКБ у частного мастера, а не у фирмы, да и не ясно возьмутся ли они за мой заказ.
Собственно вопрос. Кто сталкивался с эксплуатацией таких АКБ? Кто знает мастера, который взялся бы за это?
Аргументы в пользу использования у меня следующие - соотношение вес\габариты\емкость, на мой взгляд, очень привлекательные.
Недостатков тоже полно - цена, "не любовь" к низким температурам, не простой процесс зарядки, есть и др.более мелкие недостатки. Однако, на рыбалке, в период жидкой воды, все эти недостатки меркнут.
alexskonst
07.03.2017, 14:04
[QUOTE=bib67;1559933]В России активно пользуются спросом само\сборные батареи, собранные на основе элементов 18650. Например, используют для питания 12 В эхолотов. Так же для шуруповертов и т.п. Изучив, найденную информацию, я понял, что для нормальной работы такой собранной батареи необходимо использовать балансировочную плату (для правильного процесса зарядки). Плюс к этому, желательно пайку осуществлять специальным точечным паяльником (не знаю как он точно называется, визуально паяет как сварка). "Правильная" зарядка у меня есть (АйМакс). Платы есть на АлиЭкспрессе. Паяльника такого у меня нет, можно использовать пластиковые боксы, которые есть на любом радио рынке. Однако это дополнительная "громоздкость". Хотелось бы заказать такой, правильно собранный, АКБ на 12 В у какого-нибудь специалиста, который точно знает что делать. В Украине я объявлений о сборке таких АКБ не нашел. Вернее есть одна контора, которая занимается АКБ для летающих "игрушек", но хотелось бы заказать такой АКБ у частного мастера, а не у фирмы, да и не ясно возьмутся ли они за мой заказ.
Собственно вопрос. Кто сталкивался с эксплуатацией таких АКБ? Кто знает мастера, который взялся бы за это?
Аргументы в пользу использования у меня следующие - соотношение вес\габариты\емкость, на мой взгляд, очень привлекательные.
Недостатков тоже полно - цена, "не любовь" к низким температурам, не простой процесс зарядки, есть и др.более мелкие недостатки. Однако, на рыбалке, в период жидкой воды, все эти недостатки меркнут.[/QUOT
Лучше ориентируйся на использование ячеек с разборки Nissan Leaf. Соединение по эл-ву резьбовое.
Плата управления [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Почти конструктор ЛЕГО.
Зачем платить "Специалисту".
Павел 2015
07.03.2017, 14:12
В России активно пользуются спросом само\сборные батареи, собранные на основе элементов 18650. Например, используют для питания 12 В эхолотов. Так же для шуруповертов и т.п. Изучив, найденную информацию, я понял, что для нормальной работы такой собранной батареи необходимо использовать балансировочную плату (для правильного процесса зарядки). Плюс к этому, желательно пайку осуществлять специальным точечным паяльником (не знаю как он точно называется, визуально паяет как сварка). "Правильная" зарядка у меня есть (АйМакс). Платы есть на АлиЭкспрессе. Паяльника такого у меня нет, можно использовать пластиковые боксы, которые есть на любом радио рынке. Однако это дополнительная "громоздкость". Хотелось бы заказать такой, правильно собранный, АКБ на 12 В у какого-нибудь специалиста, который точно знает что делать. В Украине я объявлений о сборке таких АКБ не нашел. Вернее есть одна контора, которая занимается АКБ для летающих "игрушек", но хотелось бы заказать такой АКБ у частного мастера, а не у фирмы, да и не ясно возьмутся ли они за мой заказ.
Собственно вопрос. Кто сталкивался с эксплуатацией таких АКБ? Кто знает мастера, который взялся бы за это?
Аргументы в пользу использования у меня следующие - соотношение вес\габариты\емкость, на мой взгляд, очень привлекательные.
Недостатков тоже полно - цена, "не любовь" к низким температурам, не простой процесс зарядки, есть и др.более мелкие недостатки. Однако, на рыбалке, в период жидкой воды, все эти недостатки меркнут.
Сайт: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
В Украине я объявлений о сборке таких АКБ не нашел.
Вот например[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Благодарю всех ответивших. Буду смотреть и разбираться.
Мужики!Очень нужен совет.Подарили мне тут деньги на день рождение и хочу наконец-то купить себе компрессор автомобильный.Надоело ручным насосом лодки качать.Да и в машине пригодится!Не могу определится какой взять.Читал много отзывов.Хочется купить долгоиграющий и не совсем дорогой.Смотрел тут [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Думал взять этот - Berkut R17. Может у кого есть или был такой посоветуете.Поделитесь опытом.Интересуют все плюсы и минусы.
Мужики!Очень нужен совет.Подарили мне тут деньги на день рождение и хочу наконец-то купить себе компрессор автомобильный.Надоело ручным насосом лодки качать.Да и в машине пригодится!Не могу определится какой взять.Читал много отзывов.Хочется купить долгоиграющий и не совсем дорогой.Смотрел тут [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Думал взять этот - Berkut R17. Может у кого есть или был такой посоветуете.Поделитесь опытом.Интересуют все плюсы и минусы.
Не нужно бегать по форуму и задваивать вопросы! На форуме прекрасно работает ПОИСК.
Вот тема:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Автокомпрессором очень мало кто пользуется. Что хорошо качает шины, не очень хорошо (читать быстро) качает лодки.
alexskonst
19.03.2017, 12:34
Мужики!Очень нужен совет.Подарили мне тут деньги на день рождение и хочу наконец-то купить себе компрессор автомобильный.Надоело ручным насосом лодки качать.Да и в машине пригодится!Не могу определится какой взять.Читал много отзывов.Хочется купить долгоиграющий и не совсем дорогой.Смотрел тут [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] Думал взять этот - Berkut R17. Может у кого есть или был такой посоветуете.Поделитесь опытом.Интересуют все плюсы и минусы.
Я уже 4-е года качаю лодку и колеса автомобильным компрессором.
если лодка до 3,3 и колеса до R14 то комрессор с производительностью 100л/мин. Если больше то от 150л/мин.
Сам пользуюсь T-max 160л.
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Из минусов только цена. Пользуюсь довольно часто. через 2а-3и года замена щеток.
Извините, меня заранее, здешние.
Не хотел обижать, но смеятся уже нет больше сил.
Но это как чайной ложкой огород поливать.
КПД дивайса 0.1℅.
Есть же "жабы" большие, для этих целей.
Извините, меня заранее, здешние.
Не хотел обижать, но смеятся уже нет больше сил.
Но это как чайной ложкой огород поливать.
КПД дивайса 0.1℅.
Есть же "жабы" большие, для этих целей.
Одно дело когда смеёшся владея информацией, а другое, когда без причины:D.
какие %кпд ?
самый обычный китайский насос, на котором написано 35л./мин., докачивает 3,60 48 баллон, буквально за 5-7минут максимум. И это от старенького 4-4,5а/ч АКБ 2006года!!!:)+ гена мотора.
vBulletin версії 3.8.7, © 2000-2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Переклад: © Віталій Стопчанський, 2004-2010