КПК

Показати повну версію : Электромотор с электронным управлением


Michael
03.05.2010, 09:29
Переделал я свой стандартный электромотор MotorGuide под электронное управление. Скажу сразу, идея эта не моя и далеко не новая. Еще лет пять-шесть назад слышал о подобных переделках.
В принципе, цель ставилась одна - уменьшить вес аккумулятора. По результатам рыбалок на Sportboat220 и Adventure T270 c загрузкой ~ 130-140 кг пришел к мнению, что батареи емкостью в 45-55 А/ч для одной рыбалки хватит с головой. Это пожалуй главное.
Ниже, немного информации из двух частей – в первой общие сведения, вторая описывает конструктивные особенности мотора.

Часть 1 . Общие сведения
====================

Для лодочных электромоторов, щеточных, управляемых напряжением постоянного тока характерно следующее:

1. Частота вращения мотора линейно зависит от приложенного напряжения. Чем выше напряжение, тем выше частота вращения. (Все до разумного предела, понятно, для 12В моторов - это где-то 13 В)
2. Потребляемый мотором ток зависит от нагрузки и в момент заклинивания ротора (при номинальном напряжении) он будет максимальным. Если взять к примеру мотор с тягой в 30 фунтов, то при напряжении 12 В, без нагрузки (винт крутится в воздухе) он потребляет чуть болше 2 А, а установленный на загруженной лодке, при встречном ветре будет тянуть все 30 А.
3. Смена полярности изменяет направление вращения двигателем.

Это касалось самого мотора. Нам же нужно регулировать напряжения, чтобы изменять частоту вращения мотора и как следствие скорость движения лодки. Эту функцию выполняет регулятор напряжения. Они бывают двух типов:

1. Линейные.
2. Импульсные.

Линейные регуляторы напряжения

Вот здесь - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] есть интересная статья по испытаниям 30 lb стандартного электромотора. В том моторе установлен линейный регулятор напряжения, как и в любом другом с фиксированной ругулировкой скоростей. Eсли в спецификации на мотор указано количество скоростей, то в таком моторе установлен линейный регулятор напряжения. Схема линейного регулятора простая: последовательно с батареей В включаются резисторы. Переключателем S в зависимости от скорости 1-5 коммутируется нужный резистор. Чем больше номинал резистора, тем меньше скорость: первый самый большой, ну и далее по нисходящей. Пятая скорость коммутируется напрямую.
Что из себя представляют резисторы в современных лодочных электромоторах видно на фотках - несколько "бобинок" трансформаторного провода.
А теперь посчитайте, согласно вышеприведенной статьи какое напряжение падает на резисторах и сколько остается мотору. Ток для разных скоростей, автор привел в таблице (6А, 9А, 12А, 15А, 30А), а напряжение батареи можем принять 12 В, сопротивление обмоток двигателя определить по 5-й скорости. Далее считается мощность и КПД регулятора в целом. У меня получилось КПД регулятора:
1 ск. - 20%
2 ск. - 30,1%
3 ск. - 39,6%
4 ск. - 50 %
5 ск. - 100%

Если есть электромотор под рукой, то можна померять сопротивление в силовой цепи (на клемах подключения к аккумулятору) для различных скоростей. У меня было:
1 ск. - 1,4 Ом
2 ск. - 0,93 Ом
3 ск. - 0,7 Ом
4 ск. - 0,5 Ом
5 ск. - 0,22 Ом
-1 ск. - 0,7Ом
-2 ск. - 0,22 Ом
Здесь, 5ск - сопротивление обмотки мотора по постоянному току.

Резюме:
+ Просто и дешево.
- Моторы с линейными регуляторами имеют низкий КПД. Производители, кстати скромно молчат об этом, но в тоже время рекомендуют использовать для таких моторов аккумулятор емкостью как минимум 105 а/ч.

Импульсные регуляторы напряжения

Если взглянуть на сайты MinnKota, MotorGuide, то в линейке продуктов в основном преобладают моторы с плавной (непрерывной) регулировкой скорости, т.е здесь уже стоят импульсные регуляторы напряжения.
Главным отличием импульсного от линейного регулятора является отсутствие каких либо сопротивлений в силовой цепи протекания тока. Последовательно с батареей включен электронный ключ (это может быть чопер, полумост, мост со всем необходимым обвесом), который коммутирует напряжение на обмотки двигателя в соответствии с управляющим напряжением u(t). В идеале в закрытом состоянии ключ имеет бесконечное сопротивление (не пропускает ток), а в открытом нулевое: на практике это чуть меньше 1 мОм . Как правило управляющее напряжение подается с частотой F = 20...30 кГц. Среднее значение напряжения на обмотках двигателя определяется по формуле
Um = Ub*tp/T.

Um - напряжение на моторе
Ub - напряжение батареи
tp - длительность импульса (время открытого состояния ключа)
T = 1/F - период следования импульсов.

Отношение D = tp/T (duty cycle) принято выражать в процентах.
Итого получаем Um = D*Ub.
То есть все управление сводится к изменению длительности импульса на периоде Т. Отсюда и название PWM (pulse width modulation) или ШИМ (широтно-импульсная модуляция).
Уменьшаем длительность импульса открытия ключа, уменьшается напряжение на обмотках коллектора мотора.

Резюме:
+ Высокий КПД, функциональное масштабирование.
- Стоимость регулятора значительно выше.

JK
09.05.2010, 11:10
А схемку можно? Индуктивная нагрузка весьма гиморная вещь, или брать элементы с большим запасом прочности, или тонкая настройка схемы...

Michael
09.05.2010, 16:41
Часть 2 . Конструкция мотора
=======================

Внешне, от стандартного электромотора FW30HT есть несколько отличий (по фоткам видно):

1. Встроен энкодер в торец румпеля. Это такая бесконечная крутилка, которая вращается влево, вправо и за оборот выдает определенное количество импульсов. Также энкодер имеет кнопку, при нажатии которой замыкаются два контакта. Назначение его в этой системе – регулировка скорости и электронное включение/отключение мотора.
2. Румпель вместо 8-ми положений (5 вперед, 2 назад, 1 стоп) теперь имеет только 3: F – вперед, S – стоп, R – назад.
3. Установлен символьный ЖКИ индикатор. На индикаторе в режиме движения (ON) отображается:
- Относительная скорость движения лодки в % (она же duty cycle (скважность) или же процент напряжения батареи подаваемое на обмотки мотора ).
- Напряжение батареи.
- Мгновенный ток потребляемый мотором.
- Время работы мотора в формате чч:мм.
В режиме остановки (OFF) на индикаторе отображается:
- Относительная скорость движения лодки в %;
- Напряжение батареи.
- Среднее значение тока.
- Время которое проработал мотор в формате чч:мм:сс.
Время работы мотора обнуляется после снятия клеммы аккумулятора. Скорость регулируется в обоих режимах.
Еще, на индикаторе отображаются аварийные сообщения, типа перегрузка по току, программно установил 20 А. Если мгновенный ток потребляемый двигателем превысит это значение, схема управления автоматически отключит мотор.

Несколько слов по управлению лодкой. Как оказалось очень удобно и, как по мне, такая конструкция регулировки скорости не отвлекает от главного - от РЫБАЛКИ. Все делается одной рукой. Перевел румпель в положение F, большим пальцем нажал кнопку и лодка плавно, но быстро (в смысле без скачков напряжения на обмотки) набирает установленную на индикаторе скорость… Поставил к примеру воблер, идеш на небольшой скорости вдоль свала, по ходу играеш приманкой (на веслах так бы не получилось), а тут поклевка, или зацеп – одним нажатием кнопки лодка остановлена…
Можно и румпелем крутануть в положение стоп (S), мотор здесь уже отключается механически, но кнопкой мне больше нравится. Нужно возобновить движение - опять нажал на кнопку и все повторяется сначала.

Техническая часть
==============

К стандартному обвесу мотора добавил следующее:
1. Плату управление.
2. Индикатор.
3. Энкодер.
4. Силовую плату.

1. Плата управление.
----------------------
Была у меня заводская платка под микроконтроллер, индикатор, клавиатуру и входами для оцифровки 2-х аналоговых сигналов. Индикатор подходящего размера нашел без проблем и по интерфейсу он подошел под микроконтроллер. К разъему клавиатуры подключил энкодер. Завел напряжение аккумулятора и напряжение с датчика тока на АЦП микроконтроллера. Аппаратный PWM у него on board. Во общем ничего особенного, единственное, что питание на плату управления идет своими проводами, т.е от батареи идет 4 провода – тонкие на управление, толстые на силовую плату.

2. Индикатор
-------------
Стандартный 16x2 символов, распаял шлейф с разъемом и подключил к плате управления. Индикатор подбирал максимального размера, чтобы вместился под крышкой мотора. А надо сказать америкосы молодцы, свободного места оставили много. Вырезал в верхней крышке прямоугольное отверствие, закрепил индикатор 4-ми потайвинтами M2 на амортизаторах. Из материала типа оргстекла вырезал выкройку. Нагрел. Придал форму по выпуклости крышки и посадил на клей-герметик. Сверху наклеил пленку.

3. Энкодер
-----------
Энкодер взял на 24 импульса за оборот. Посадил его на небольшую платку, к которой подпаял 5 проводов. Для его установки: снял ручку с румпеля, по центру которой просверлил отверствие по диаметру штока. Укоротил румпель где-то на 5-6 мм. Приложил по центру энкодер, а провода удачно легли в технологические пазы румпеля. Одел сверху ручку румпеля. Получилось плотно и герметично. На шток энкодера одел ручку (серая на фотках).

4. Силовая плата
-----------------
Силовая часть электронного ключа выполнена на N-канальном MOSFET транзисторе. Зарядом емкости затвора и согласованием с управляющими уровнями микроконтроллера занимается специальный драйвер. ЭДС самоиндукции индуктивности двигателя, когда ключ закрыт, гасится диодной сборкой. В силовой цепи установил промышленный датчик тока на эффекте Холла – напряжение которого пропорционально протекающему току. Схему силовой части и одностороннюю печатную плату выложу. В PCADе нарисовал, распечатал на принтере, перенес на 2 мм стеклотекстолит, вытравил хлорным железом за пару минут, залудил, запаял элементы, покрыл лаком. Выполнил необходимые соединения. Даже место посадочное под саморез для этой платы америкосы предусмотрели )

Ну вроде все, …, все что вспомнил.

Michael
09.05.2010, 16:52
А схемку можно? Индуктивная нагрузка весьма гиморная вещь, или брать элементы с большим запасом прочности, или тонкая настройка схемы...

Схема силовой части в PCADе 2001 (~65 kB) - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Печатная плата силовой части в PCADе 2001 (~100 kB)- [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]


PS. Индуктивная нагрузка вещь неприятная, и если не принять защитных мер, то будет дым... Применительно к моторам, одни гасят противо ЭДС диодами, другие - открытым переходом MOSFETа... А есть интересное решение, а точнее идея, но реализация возможна только в мостовой схеме управления - энергию запасенную индуктивностью мотора отдавать обратно в аккумулятор.

aleks-gor
12.05.2010, 09:19
Michael, :119: снимаю шляпу... И не столько за идею, сколько за реальное воплощение в железе. У многих реализация хороших идей растягивается на время, стремящееся к бесконечности :)
Единственный вопрос, который у меня возник, - долговечность ЖК индикатора под прямыми лучами летнего солнца. Очень часто дисплеи часов и мобилок, оставленных на солнце, приходили в частичную, а то и в полную негодность.

Michael
12.05.2010, 16:49
Единственный вопрос, который у меня возник, - долговечность ЖК индикатора под прямыми лучами летнего солнца. Очень часто дисплеи часов и мобилок, оставленных на солнце, приходили в частичную, а то и в полную негодность.
:confused: Спасибо, совсем с головы вылетело ... Китайцы пишут на этот индикатор ресурс 50 000 часов при нормальных температурных условиях (~ 25 C), или 240 часов при 70 С. А лучи летнего солнышка в зените вроде как больше могут дать... Да уж, нужно будет чем-то прикрывать индикатор

megadzilla
20.05.2010, 14:26
патентуйте, и разрабатывайте комплект для апгрейда. спрос будет ого-го !!!

снимаю шляпу - респект и уважуха соотечественникам с прямыми руками

dberegovoy
24.05.2010, 09:39
Примите поздравления, все очень отлично, искренне рад Вашему результату. Скажу откровенно я даже стал подумывать а не оставить ли себе min kota 30 (продаю/продавал за ненадобностью). Вообще было бы не плохо приделать еще узел дистнанционного управления, к примеру поворот мотора организовать на базе мотора с редуктором от тех же слеклоочестителей авто. К сожалению с электроникой у меня не сложилось готов безвозмездно помочь что в моих силах конечно с механической частью проекта (есть ЧПУ фрезер). Посудите сами было бы не плохо иметь беспроводной/проводной пульт управления.

Michael
25.05.2010, 14:21
Спасибо, только я ж ничего особого то и не сделал ... просто поставил импульсный регулятор напряжения, максимально простой, и вывел индикацию потребляемого тока и напряжения батареи. Исключительно из интереса, чтобы узнать сколько будет потреблять 200 Вт мотор. Разве, что энкодер в румпеле, то это да - очень удобно... Детальную статистику, зависимость потребляемого тока от скорости движения лодки и скорости ветра(течения) выложу в конце сезона, если получится. А сейчас могу сказать, что для дорожки под воблерами в тихую погоду достаточно 1,8...2,6 А. Можна и быстрее двигаться, но игра уже будет не та - сокращается количество поклевок.
При сильном встречном ветре (на веслах это уже на грани экстрима - волны моют спину), теже условия, это где-то 4,5 ... 5А, плюс еще комфортно - нос поднят и в лодке сухо. Средний ток потребляемый от батареи за рыбалку, в зависимости от погодных условий - 2,5...5 А. Максимальное время работы мотора за рыбалку было чуть больше 3-х часов. В самую ветренную погоду, за рыбалку, удалось разрядить аккумулятор под нагрузкой до 12,2 В.
В принципе цель достигнута - потребление тока вполне приемлимое, ну плюс получил остальные выгоды от электромотора, несзвязанные с этой доработкой.

ЗЫ. Да, забыл сказать - интереса коммерческого в этой теме у меня никакого нет, поскольку вещь материализована, а иначе была бы просто одной из пыльных идей ... у меня по крайней мере так.

---------- Добавлено в 14:21 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 14:02 ----------

Вообще было бы не плохо приделать еще узел дистнанционного управления, к примеру поворот мотора организовать на базе мотора с редуктором от тех же слеклоочестителей авто. Посудите сами было бы не плохо иметь беспроводной/проводной пульт управления.
Идея хорошая, только по моему, удобства будут проявлятся в лодках где есть много свободного места, на мощных электромоторах или бензиновых с электростартером. А на надувной лодке, даже на 2,70 мне например одному тесновато, румпель под рукой или локтем. Да и при нормальной погоде особо курс корректировать не приходится - руки в основном держат спининг.

dberegovoy
25.05.2010, 16:28
Идея хорошая, только по моему, удобства будут проявлятся в лодках где есть много свободного места, на мощных электромоторах или бензиновых с электростартером. А на надувной лодке, даже на 2,70 мне например одному тесновато, румпель под рукой или локтем. Да и при нормальной погоде особо курс корректировать не приходится - руки в основном держат спининг.
Да вы правы для небольшого надувасика нет смысла, смысл появляется когда электромотор вторым висит на транце рядом с основным которым управляешь с помощью дистанции. Ваш пост меня заставил вспомнить про свой мотор (мин кота 30), до этого 2 года его на лодку не ставил. Вчера приезжали друзья с Тернополя, катал их по нашим плавням, захватил с собой электромотор и опробовал его на Крыме, по тихой погоде и речкам помельче прикольно – птичек слышно, на Днепре уже и пробовать нечего.

OlanUA
01.06.2010, 15:21
С подобным опытом по созданию импульсного управления столкнулся не по желанию, а по необходимости. Началось все с того что загорелся, вторым электромотором, приобрести вот такую пасочку.[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Все хорошо только ценна ее в России кусючая. Немного порывшись на ебае был приобритен точно такой же, но Б/У. Не только наши умеют кидать, кидают и амереканцы, пасочка приехала, все отлично, только блок управления не работает, полностью згоревший (как потом выяснилось заводской брак). Быстрый ремонт был невозможен, так как блок был старательно залит смолой и после долгих вечеров с феном и отверткой, на свет таки появилась плата со всеми ее элементами. Недолго изучив конструктив приступил к сборке. Итог - полностью содранн блок управления импульсами, дистанционное управление двигателем. Самое интерестное, то что для того что бы повторить все изделие полностью не хватает толькового эл. двигателя (может кто то посоветует?). Интрестно - ценна проекта по элементной базе, с красивыми коробочками, кнопочками - 400 грн.

ZEVS
08.06.2010, 14:26
Всем привет.

Требуется помощь клуба.
Купил электромотор Voyadger 36 и сразу загорелся вопросом переделки на шим.
Открыл его, а там к мотору идет 4 провода (2 толстых и 2 поменше):confused:
Вопрос: может у кого есть схема мотора или кто знает зачем провода меншим сечением используются помогите плиззз.:helpme:

Michael
08.06.2010, 15:57
...
Купил электромотор Voyadger 36 и сразу загорелся вопросом переделки на шим.
Открыл его, а там к мотору идет 4 провода (2 толстых и 2 поменше):confused:
Вопрос: может у кого есть схема мотора или кто знает зачем провода меншим сечением используются помогите плиззз.:helpme:

Тонкие идут на "резисторы" - их просто отсоеденить от переключателя заизолировать (можна и обрезать) и забыть, а два тостых идут напрямую на обмотки - от их то и нужно использовать.

ZEVS
08.06.2010, 18:26
Тонкие идут на "резисторы" - их просто отсоеденить от переключателя заизолировать (можна и обрезать) и забыть, а два тостых идут напрямую на обмотки - от их то и нужно использовать.

Спасибо.

Тогда еще пару вопросов, если не против.

ACS756 не нешел, в ИМРАДЕ есть ACS754LCB-050-PFF PBF подойдет ?
Датчик тока вещь хорошая но дорогая:( зато можно сделать защиту по току.
В схеме присутствует деталь TVS1 не нашел таковой, может подскажете аналоги ?
Плату все равно придется переразводить. В качестве контроллера планирую использовать ATMEGA8
в ней можно таймеры использовать как шим и ацп есть.

Michael
08.06.2010, 19:18
ACS756 не нешел, в ИМРАДЕ есть ACS754LCB-050-PFF PBF подойдет ?

Подойдет, правда Allegro пишет, чтобы не использовали в новых разработках [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] но то неважно...


Датчик тока вещь хорошая но дорогая:( зато можно сделать защиту по току.

Можна было бы сделать на резистивном шунте:), но в итоге это обошлося бы значительно дороже и менее точно. А еще можна датчик тока вообще не ставить, а просто ограничить скважность, ... хотя на Десне 70% по течению и 70% против - это совершенно разные токи.


В схеме присутствует деталь TVS1 не нашел таковой, может подскажете аналоги ?

Это супрессор на 18 В, можна и не ставить (в MOSFETe уже есть), но я на всякий случай перестраховался.


В качестве контроллера планирую использовать ATMEGA8
в ней можно таймеры использовать как шим и ацп есть.

Можна и ATMEGA8, но для ШИМ "Phase Correct PWM Mode" с частотой 20 кГц и выше понадобится внешний кварц, точно не помню, но где-то от 10 MГц. Но это мелочь... Если не планируется индикация, то можна воспользоваться 8-ми выводной Atiny15 , там есть отдельный PWM генератор на 150 кГц и програмно удобно выбирать требуемую PWM частоту, а ядро запускается от внутреннего RC генератора на 1,6 МГц

Serbond
22.09.2010, 23:06
Схема силовой части в PCADе 2001 (~65 kB) - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Печатная плата силовой части в PCADе 2001 (~100 kB)- [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]


Выложите пожалуйста кто нибудь схему и печатку в PDF или JPG.
Очень интересно взглянуть!

Michael
24.09.2010, 10:27
Силовая часть схемы и разводка платы

Serbond
24.09.2010, 13:25
Очень понравилась схема!
Но появилось пару не ясных мне, как любителю вопросов.

1)Объясните пожалуйста, какую функцию выполняют vd1, vd2?
Снизить напряжение на 1,2V?
2)Вы питание драйвера подаёте с платы управления?
Почему нельзя запитать драйвер прямо с силовой платы?
3)Можно ли вместо токовой микросхемы поставить шунт манганиновый?
4)Чем обусловлен выбор транзистора? Он какой то специальный для работы с индуктивной нагрузкой 12-24V?
(что-то такое вроде написано в даташите, но с английским не сложилось)
Или можно поставить IRFZ какой нибудь подходящий по току и напряжению?

Michael
24.09.2010, 17:15
1)Объясните пожалуйста, какую функцию выполняют vd1, vd2?
Снизить напряжение на 1,2V?

На плате управления есть еще один диод и суммарное падение получается 1,8 V. Если посмотреть на даташиты мощных MOSFETов разных производителей, то характеристики нормируются при напряжении затвор-исток 10V. Плюс-минус 2...3V на затворе транзистора особой роли не играют - сопротивление открытого канала особо не увеличится и не уменьшится, а драйверу будет легче если напряжение будет меньше.
Мощность расходуемая на заряд-разряд емкости затвора (Cg) определяется по формуле:
Pc = Cg*V*V*F.
F - частота, V - напряжение на затворе;
Мощность ~ напряжению в квадрате: уменьшение V на 16% (с 12V до 10V) уменьшает мощность рассеивания драйвером на 28% - а это уже существенно.

2)Вы питание драйвера подаёте с платы управления?
Почему нельзя запитать драйвер прямо с силовой платы?

Это обычная практика разделять силовые цепи и слаботочные - очень эффективно при мизерных затратах. С аккумуляторных клем идет две пары проводов питания - мотор и управление. Можна ставить дроссель, тоже вариант.

3)Можно ли вместо токовой микросхемы поставить шунт манганиновый?

Можна конечно, если такой есть на руках и устраивает по энергопотерям, термостабильности и есть чем оцифровать с нужным разрешением.

4)Чем обусловлен выбор транзистора? Он какой то специальный для работы с индуктивной нагрузкой 12-24V?
(что-то такое вроде написано в даташите, но с английским не сложилось)
Или можно поставить IRFZ какой нибудь подходящий по току и напряжению?

О это очень хороший транзистор. Я его долго искал, в смысле не знал маркировку. Он как-раз оптимизирован для автомобильного 12V питания и индуктивную нагрузку. И главное корпус ТО-220 - поставил его на небольшом радиаторе. Перед этим был IRF1324 - впаян в плату без радиатора. Не нравился он мне и характеристики и грелся на токах больше 10А из-за своего корпуса . А этот нормально, не греется, жару летнюю выдержал.
Хотя, можете взять какой-нибудь другой, какой понравится.

Serbond
24.09.2010, 18:23
... А есть интересное решение, а точнее идея, но реализация возможна только в мостовой схеме управления - энергию запасенную индуктивностью мотора отдавать обратно в аккумулятор.

Дайте пожалуйста ссылку, где можно почитать о таком управлении.
А сами не пробовали воплотить эту идею в жизнь?

Michael
24.09.2010, 21:05
Это русский перевод - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]мост

В оригинале - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Силовая часть мостовой схемы управления, реальный проект:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Еще немного информации по управлению двигателями постоянного тока:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Brushed DC Motor Fundamentals - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Driving Power MOSFETs in High-Current, Switch Mode Regulators - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Determining MOSFET Driver Needs for
Motor Drive Applications - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Matching MOSFET Drivers to MOSFETs - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Рассеиваемая мощность SMD корпусов:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

izbitz
29.10.2010, 07:18
Спасибо, только я ж ничего особого то и не сделал ... просто поставил импульсный регулятор напряжения, максимально простой, и вывел индикацию потребляемого тока и напряжения батареи. Исключительно из интереса, чтобы узнать сколько будет потреблять 200 Вт мотор. Разве, что энкодер в румпеле, то это да - очень удобно... Детальную статистику, зависимость потребляемого тока от скорости движения лодки и скорости ветра(течения) выложу в конце сезона, если получится. А сейчас могу сказать, что для дорожки под воблерами в тихую погоду достаточно 1,8...2,6 А. Можна и быстрее двигаться, но игра уже будет не та - сокращается количество поклевок.
При сильном встречном ветре (на веслах это уже на грани экстрима - волны моют спину), теже условия, это где-то 4,5 ... 5А, плюс еще комфортно - нос поднят и в лодке сухо. Средний ток потребляемый от батареи за рыбалку, в зависимости от погодных условий - 2,5...5 А. Максимальное время работы мотора за рыбалку было чуть больше 3-х часов. В самую ветренную погоду, за рыбалку, удалось разрядить аккумулятор под нагрузкой до 12,2 В.
В принципе цель достигнута - потребление тока вполне приемлимое, ну плюс получил остальные выгоды от электромотора, несзвязанные с этой доработкой.

ЗЫ. Да, забыл сказать - интереса коммерческого в этой теме у меня никакого нет, поскольку вещь материализована, а иначе была бы просто одной из пыльных идей ... у меня по крайней мере так.

---------- Добавлено в 14:21 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 14:02 ----------


Идея хорошая, только по моему, удобства будут проявлятся в лодках где есть много свободного места, на мощных электромоторах или бензиновых с электростартером. А на надувной лодке, даже на 2,70 мне например одному тесновато, румпель под рукой или локтем. Да и при нормальной погоде особо курс корректировать не приходится - руки в основном держат спининг.

вставлю 5 копеек по акумам-существуют такие фосфатные акумы,их пользуют авиамоделисты-габариты не в пример меньше стартовых и тяговых,особенность в том ,что заряжаются полностью за 15 минут,по габаритам как банка пива(одна банка акума при емкости 40-50 а\ч)но стоимисть одной банки от 10 уе.если ,конечно,не ошибаюсь.сам не пользовал,вычитал на таврия-форуме,там стаили вместо стартерного...

Mazaj2004
04.11.2010, 10:51
Полагаю, что главный плюс ШИМ - в отсутствии силовых контактных групп в схеме управления, т.к. чем
мощнее девайс, тем больше ток потребления. Экономия энергии не столь значительная, так как происхо-
дит перенос энергии потерь из резисторов на двигатель постоянного тока, нагрев которого по понятным
причинам не происходит. При возбуждении индуктора (сердечника двигателя) импульсами тока возникает
"букет" гармоник, одна из которых превращает двигатель в магнитострикционный излучатель, пугающий
рыбу. Потери на вихревые токи, гистерезис и защита от обратного выброса напряжения на индуктивности
могут быть соизмеримы с потерями на резисторах в обычных схемах.
Ложное впечатление об экономии создает возможность движения на более низких скоростях, чем те,
что обеспечивают схемы с контактными переключателями, особенно на тихой воде и на надувной лодке,
вес которой до 250 кг ( двигатель предназначен на вес лодки от750 кг и выше). Один человек в лодке и
снаряжение - это максимум 120...150 кг.
Несомненно к положительным моментам надо отнести резко возросшую надежность устройства управле-
ния, так как нет износа контактов, а также возможность получать самую оптимальную скорость.
Тут можно сказать так:
Если вы пользуете электромотор для тихих но динамичных прогулок на надувной лодке, то лучше для
этого, например MINN KOTA ENDURA 30, а если троллить, то Arrow 500, у которой "прямая передача"
вполне подходит для этого, а пониженная или задняя будут использованы реже, например при швартовке.

Michael
04.11.2010, 15:02
При возбуждении индуктора (сердечника двигателя) импульсами тока возникает "букет" гармоник, одна из которых превращает двигатель в магнитострикционный излучатель, пугающий рыбу.

Честно говоря не заметил. По щуке, при ловле на дорожке могу сравнивать только с веслами. Глубины на которых ловлю 1,5 ... 6 м. С мотором уловы больше: 1) за счет больше пройденного растояния; 2) Регулируется скорость 3) Приманке дополнительно придается игра.
Использовал мотор в качестве якоря (0,6 ... 1 А потребляемого тока) ловил щуку, окуня на джиг. Поклевки были возле лодки.
К котлам окуневым подходил очень близко - с веслами похуже неаккуратное движение, всплеск и все затихло.
Сома ловил на квок... Поклевки были в 2 метрах от поверхности воды на работающем моторе. Может сплавом ловить и лучше, но не всегда свал идет так как нам нужно - по течению или ветру - отсюда и поклевок в движении, по количеству, было больше.
В отвес судака ловил, почти в отвес, поскольку даже на самой минимальной скорости шнур отклоняется от вертикали, но там глубина от 9 м и сравнивать несчем.


Потери на вихревые токи, гистерезис и защита от обратного выброса напряжения на индуктивности могут быть соизмеримы с потерями на резисторах в обычных схемах.

В данном моторе энергия противо ЭДС незначительна - на токе около 5А (большую нагрузку не делал) радиатор диода имеет комнатную температуру. Поэтому, мостовую схему и идеи регенерации дальше и не развивал.
С потерями на резисторах, никакие потери в двигателе при переходе управление ШИМ не могут быть соизмеримы в принципе, иначе сама идея изначально не имела бы смысла. Значительная экономия энергии - это основная идея данной затеи. Есть информация по этому вопросу и в этой теме, да и интернете хватает.

За весь сезон, а наматывал я по и 20 км, разрядить аккумулятор 75 А/ч меньше чем, 12.1В под нагрузкой неудавалось (у меня был средний ток за рыбалку 2...3 А.)!
Считаю, что аккумулятора в 30 А/ч для одной рыбалки вполне достаточно. Такой аккумулятор весит около 10 кг против 32 кг (100 а/ч min) за аккумулятор на том же моторе, который советует небезосновательно производитель. Кстати, в прайсах Merkury на столичном, остались моторы только с электронным управлением. Линейное управление большими токами - это позавчерашний день.

izbitz
04.11.2010, 17:57
вставлю 5 копеек по акумам-существуют такие фосфатные акумы,их пользуют авиамоделисты-габариты не в пример меньше стартовых и тяговых,особенность в том ,что заряжаются полностью за 15 минут,по габаритам как банка пива(одна банка акума при емкости 40-50 а\ч)но стоимисть одной банки от 10 уе.если ,конечно,не ошибаюсь.сам не пользовал,вычитал на таврия-форуме,там стаили вместо стартерного...
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Mazaj2004
05.11.2010, 18:36
Насчёт экономии я вынужден ещё раз усомниться, так как двигатель
постоянного тока имеет характеристики, не терпящие переходных процессов
(будучи ведущим конструктором так лет 15 назад сам проектировал оные).
Резистор, гасящий мощность в обычной пяти скоростной схеме, которая
взята Вами в переделку, если заменить его под ток 2...4 А даст соответствующий результат. Здесь уместно вспомнить об квадратичной зависимость мощности от тока.
Главная задача, которую решили разработчики ШИМ не в том, чтобы экономить энергию, а обеспечить нормальные (без потерь на контактах и
их быстрое разрушение) условия коммутации огромных токов. Даже в случае коммутации тока 60...70 А на серебряных контактах произойдёт
разбрызгивание расплава и перегрев переключателя.
:lodka::)Теперь о "музыке":
В интернете на форумах я неоднократно читал об жужжащих электромоторах (с плавной регулировкой скорости). Полагаю, здесь присутствует конструктивная особенность двигателя, так как магнитострикционная составляющая не обязательно слышна ухом.
Рыба слышит ультразвук рецепторами по средней линии в результате
отражения ультразвука от воздушного пузыря. Причем слышит уже не
ультразвук, а звук с частотой следования импульсов. Происходит образование пучностей волны давления на расстоянии четверти длины
волны от поверхности пузыря. Источник звуковой волны давления
возникает в результате биений гармоник в падающей и отраженной
ультразвуковой волнах. Звуковая волна несет для рыбы информацию о
месте источника и если он ей неприятен, то и реакция будет соответствующая.
Ну а теперь о том, что-же делать.
Надо разработать высоко экономичный преобразователь (20...60кГц)
мощностью 400...600 Вт, нагруженный на малогабаритный но мощный
трансформатор, вторичная обмотка которого имеет шесть выводов.
Выпрямленный ток слегка отфильтровать и выход фильтра подключать
на двигатель. Коммутацию обмоток осуществлять штатным румпельным
переключателем, но немного его доработав.
Надо обеспечить обесточивание общего провода вторичных обмоток
(а это по-сути одна обмотка с отводами) в момент, предшествующий
началу переключения, например движением румпеля вперёд на 2...4 мм
на кулачковом устройстве в виде примитивной шестерни и ролика-фиксатора. Такое условие необходимо выполнить для предотвращения
искрообразования. Остаётся решить задачу как обесточивать общий
провод по переменному току. Я бы отключал преобразователь через
блок управления задающего генератора преобразователя.
Подача скоммутированного тока через замкнутые контакты существенно
повысить их наработку на отказ.
Спасибо Вам , что не оставили мою предыдущую заметку без внимания.:)

Mazaj2004
13.11.2010, 22:51
Вот тут нашёл подходящую схему преобразователя: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
На днях дёшево купил Voyager 30 LBS и через недельку дам инфо по результатам доработки.

Vladd
25.11.2010, 16:43
Просьба к Michael.
Можно пару слов о способах управления Вашим силовым блоком (на Ваш взгяд, как это еще можно организовать). Понимаю, что микроконтроллер это удобно, но нужно этим владеть (писать код, прошивать и т.п.).

Michael
25.11.2010, 19:04
Входные параметры вот этой схемы -
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Частота: 20...30 кГц.
Скважность: 5...90%
Сигнал PWM: слаботочный выход микроконтроллера. Микроконтроллер запитан 5 В.

Без микроконтроллера, я бы делел генератор ШИМ на таймере LM555. Его цена меньше 2 грн. Один из примеров здесь - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
На операционниках еще вариант - генератор треугольх импульсов, резистивный делитель задающий скважность и компаратор.

Хотя, может есть и более простые решения. Идеально - это маломощная микросхема SO8(DIP8). 5В питание. Резистор + конденсатор для задания частоты. Вход регулировки скважности резистивным делителем - напряжение постоянного тока, например 0...5 В - 0...100%. ШИМ выход.

Vladd
26.11.2010, 10:26
Спасибо, еще вопросик. Как осуществляется реверс?

Michael
26.11.2010, 15:55
Реверс выполняет родной переключатель скоростей. На схеме цепи Motor+ u Motor- идут на переключатель.

Vladd
26.11.2010, 16:17
Спасибо большое. Теперь все понял.

Mazaj2004
11.12.2010, 12:04
ШИМ и альтернатива. Смотрим здесь: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

---------- Добавлено в 12:04 ---------- Предыдущее сообщение было написано Вчера в 16:51 ----------

Да, чуть не забыл. Лодочный электромотор, в который установлен мой преобразователь может питаться
от солнечной батареи без применения буферного АКБ, так как его ток потребления на рабочих скоростях
меньше тока короткого замыкания солнечной батареи (свойство солнечной батареи). Нам вполне подойдёт
туристическая солнечная система "SHS - 20", тем более что она комплектуется буферным АКБ на 12 ач.
Также вполне сознательно я отказался от штатного переключателя скоростей и реверса, так как в случае
попадания в него воды при нештатной ситуации, электромотор надо ремонтировать только в сервисном
центре, а в нашем случае можно просто посушить на солнышке.
Мотор с ШИМ-регулированием от солнечной батареи работать не будет.
В целом вынужден отметить, что ШИМ - это очередной тупик, в который нас пытаются завести
разработчики лодочных электромоторов в погоне за сверхприбылью.

Mazaj2004
25.12.2010, 12:04
Обнаружено ещё одно положительное свойство преобразователя, установленного в электромотор.
В отличие от схем с линейным регулированием, у которых с увеличением нагрузки на винт баланс
мощности смещается в сторону нагрузочных резисторов, существенно снижая и без того низкий
КПД, в доработанном варианте такого произойти не может. Здесь как бы соблюдается принцып
паровозной тяги, поскольку обороты не падают за счёт дополнительного отбора тока.
Полагаю, что это положительное свойство не последнее.

dvf47
28.12.2010, 08:59
[QUOTE=Michael;352172]Часть 2 . Конструкция мотора
=======================

3. Установлен символьный ЖКИ индикатор. На индикаторе в режиме движения (ON) отображается:
- Относительная скорость движения лодки в % (она же duty cycle (скважность) или же процент напряжения батареи подаваемое на обмотки мотора ).
- Напряжение батареи.
- Мгновенный ток потребляемый мотором.
- Время работы мотора в формате чч:мм.
В режиме остановки (OFF) на индикаторе отображается:
- Относительная скорость движения лодки в %;
- Напряжение батареи.
- Среднее значение тока.
- Время которое проработал мотор в формате чч:мм:сс.
Время работы мотора обнуляется после снятия клеммы аккумулятора. Скорость регулируется в обоих режимах.
Еще, на индикаторе отображаются аварийные сообщения, типа перегрузка по току, программно установил 20 А. Если мгновенный ток потребляемый двигателем превысит это значение, схема управления автоматически отключит мотор.
================================================== ===
Посмотрел Ваше творчество. Красиво смотрится!!!

С напряжением батареи и средним током всё ясно.
Не могли бы Вы разъяснить::Smile011:
1 -Что имеется в виду под параметрами???
-относительная скорость движения лодки в %(в режиме движения)
-относительная скорость движения лодки в %(в режиме остановки)
-процент напряжения батареи
-мгновенный ток потребления…
2 -Как Вы измеряете (вычисляете) эти параметры ???
3 -Зачем нужны эти параметры,если одни нельзя вообще замерить ,а
от других нет никакой полезной информации????....в том числе и от
времени работы мотора...
4 -Отключение мотора при перегрузке-полезная функция…но почему
20А???

Michael
28.12.2010, 11:57
Отвечаю на Ваши вопросы по порядку:
1 -Что имеется в виду под параметрами???
-относительная скорость движения лодки в %(в режиме движения)
-относительная скорость движения лодки в %(в режиме остановки)
-процент напряжения батареи


относительная скорость движения лодки в % или же % напряжения батареи которое подается на обмотки двигателя - это скважность D в формуле из поста №1
Um = D*Ub.
Так ведь оно по сути так и есть. Увеличиваем скважность - увеличивается напряжение на обмотках и как следствие скорость. Или другими словами, если смотреть на формулу, коэффициент D показывает, какая часть напряжения батареи передается на обмотки мотора.
Скважность изменяется энкодером в режиме движения и останова, только в первом случае мотор сразу отрабатывает эти изменения, а во втором только после включения.

В данном моторе измеряется только напряжение батареи и потребляемый ток по цепи батареи питания.

-мгновенный ток потребления
Этот параметр измеряется как напряжение предоставляемое датчиком тока. Измерительная часть 10-ти разрядный АЦП Atmega32 + внешний ИОН - ADR435. Тактовая частота - 11,0592 MГц. Приоритет - измерение тока.
Значение мгновенного тока потребляемого двигателем обновляются каждую секунду (значение берется из спец. буфера усреднение). Параметр, считаю, важный, поскольку отображает текущий расход энергии.
В режиме движения отображается мгновенный ток.
Средний ток расчитывается следующим образом - каждую секунду идет выборка мгновенного тока, складывается с предыдущей, а полученная сумма делится на время работы двигателя.
В режиме останова отображается средний ток.


-Зачем нужны эти параметры,если одни нельзя вообще замерить ,а от других нет никакой полезной информации????....в том числе и от времени работы мотора...

Чтобы не повторятся - частично ответ выше. Относительно времени работы мотора.
Это время обнуляется при отключении от батареи. Приехали на водоем подключили аккумулятор и себе ловим ... В конце рыбалки, посмотрели на индикатор - средний ток за рыбалку был 3 А при этом напряжение на аккумуляторе уменьшилось с 12,8В до 12,5 В за время 4 часа 25 минут, например.
Мне так показалось, что без времени работы мотора информация будет неполная, тем более это ничего не стоило.:)

По 20 А перегрузке... Ну так установил программно, можно больше меньше. Просто, необходимости грузить мотор больше 10...12 А невижу - потребление растет быстрее чем скорость.

dvf47
28.12.2010, 14:39
Скорость лодки можно определить только навигатором!!!
По току ничего определить нельзя…слишком много нужно учитывать посторонних воздействующих факторов: силу и направление ветра,парусность лодки,течение и т.д
Величина среднего тока может быть одинаковой и при разных скважностях(т.к.в начале и конце разрядки аккумулятора напряжение будет отличаться на несколько вольт…..)
В данном(Вашем) моторе измеряется только напряжение батареи и потребляемый ток по цепи батареи питания.
Эти две величины можно измерить простейшим вольтметром с
растянутой шкалой на пяти резисторах и стабилитроне
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
А если взять микроамперметр со шкалой=100мкА и выставить (100мкА-при полностью заряженном аккмуляторе,а «0»-при 10,5В ) то получится простейший индикатор разряда аккумулятора в %%
Этот приборчик есть на ВИДЕО c переделанной мной MinnKotой
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])

В своей разработке,Вы почти подошли к самому нужному приборчику:
ВольтАмперВаттметр постійного струму з лічильником Ампер/годин
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
Успехов...:lodka-n:

Michael
28.12.2010, 16:15
Скорость лодки можно определить только навигатором!!![/SIZE]
По току ничего определить нельзя…слишком много нужно учитывать посторонних воздействующих факторов: силу и направление ветра,парусность лодки,течение и т.д

Так я нигде и не писал, что в этом моторе измеряется скорость. Скорость движения лодки измерялась GPS навигатором и ей в соответствие ставился мгновенный потребляемый ток считываемый с индикатора мотора.
А тот параметр, в процентах, в левом верхнем углу индикатора, который назван относительная скорость, скважность, и т.п - управляющий и никак не измеряемый - функционально сравним с регулятором громкости в магнитоле.

dvf47
28.12.2010, 20:45
Так я нигде и не писал, что в этом моторе измеряется скорость. Скорость движения лодки измерялась GPS навигатором и ей в соответствие ставился мгновенный потребляемый ток считываемый с индикатора мотора.
------------------------------------------------------------------
Какое может быть соответствие между скоростью и и мгновеным потребляемым током(такого понятия вообще не существует в импульсной технике)
В общем случае импульсы характеризуются двумя основными параметрами — амплитудой ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] 0%B0) (размахом) и длительностью (обозначается τ или tи).
При любой скорости эл.мотора ,амплитуда тока будет одинаковой,а только среднее значение меняться в зависимостии от скважности...

---------- Добавлено в 21:45 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 21:37 ----------

[QUOTE=Michael;455689] А тот параметр, в процентах, в левом верхнем углу индикатора, который назван относительная скорость, скважность, и т.п - управляющий и никак не измеряемый - функционально сравним с регулятором громкости в магнитоле.

-----------------------------------------------------------------
Относительная скорость-это относительно чего????....и если этот параметр-управляющий и никак не измеряемый...---то зачем он вообще... :Smile011:

С таким же успехом,можно вывести на индикатор(табло) Ваш пульс или кровяное давление....:Smile018:

Michael
28.12.2010, 22:23
При любой скорости эл.мотора ,амплитуда тока будет одинаковой,а только среднее значение меняться в зависимостии от скважности...
Датчик тока (см. схему, даташит) выдает постоянное напряжение пропорциональное среднему значению тока протекающему через нагрузку. Оцифровывая это напряжение с определенной частотой, математически преобразовывая его в абсолютное значение тока, дополнительно программно усредняя в специальном буфере, а затем извлекая его с этого буфера с частотой 1 раз в секунду - я назвал мгновенный потребляемый ток. Мотор крутится, взглянул на индикатор и сосчитал показания мгновенного тока.

Еще раз повторю: датчик тока выдает усредненное значение тока протекающего через нагрузку.
Теперь, что я понимаю под средним током - это средний ток потребляемый мотором за все время рыбалки. Как он определяется см. выше.

Импульсный ток я не измеряю!!! Мне он не интересен, да и получить его проблематично.

Относительная скорость-это относительно чего????....и если этот параметр-управляющий и никак не измеряемый...---то зачем он вообще... :Smile011:[/FONT][/COLOR]

С таким же успехом,можно вывести на индикатор(табло) Ваш пульс или кровяное давление....:Smile018:

Теперь еще раз о баранах и апельсинах :D, но с другой стороны...
Вот взять магнитолу, вращаем регулятор громкости на какое-то время видим на индикаторе цифры, от нуля до определенного значения ( MAX).
0 - нет звука
MAX - максимальная громкость.
Громкость можно регулировать когда песня звучит или когда остановлена.

Аналогично и в моторе - почти такой же крутилкой задаю цифры в процентах. Пускай на этот раз смысл их будет в следующем:
0 - мотор не едет.
100 - едет настолько быстро насколько может.
Но в отличии от магнитолы держу их в левом верхнем углу постоянно.

Vladd
29.12.2010, 12:39
Очень интересный диалог получился. Эсли бы меня, например, производитель спросил: что я хочу видеть на индикаторе, то я бы ответил: только состояние батареи, что бы следить за ее текущим состоянием и недопустить глубокого разряда и наблюдать ее медленное, но уверенное старение, т.е. готовиться к замене.

Michael
29.12.2010, 14:51
Эсли бы меня, например, производитель спросил: что я хочу видеть на индикаторе, то я бы ответил: только состояние батареи, что бы следить за ее текущим состоянием и недопустить глубокого разряда и наблюдать ее медленное, но уверенное старение, т.е. готовиться к замене.
Совершенно согласен с Вами, выводить лишнюю информацию у меня никакого желания небыло, тем более если это требует дополнительных затрат. Из того что Вы говорите, давайте посмотрим на примере этого снимка экрана - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Он был сделан после рыбалки перед отключением аккумулятора.

Состояние батареи, что бы следить за ее текущим состоянием и недопустить глубокого разряда.
В моем понимании, это напряжение на аккумуляторе. Глубокий разряд, даже если сразу же зарядить батарею, не есть хорошо, Кроме того от глубины разряда зависит количество циклов заряд-разряд.

Наблюдать ее медленное, но уверенное старение, т.е. готовиться к замене.
Обращаясь к фотке по ссылке как это можна определить, опять же в моем понимании.
Я заметил, что например на хищника, когда ловиш в одних местах, приблизительно похожая погода то время рыбалки, работы мотора (на снимке 2ч18м03с) и средний расход тока за это время (на снимке 4.9 А) приблизительно одинаковый. На цифры не смотрите - это в качестве примера. То есть существует определенная закономерность. Особенно если ловиш часто и в пределах одного сезона. Косвенно старение (потеря емкости) аккумулятора, по моему, определяется опять же по напряжению на аккумуляторе по окончании рыбалки. Перед рыбалкой напряжение было - 12,8В, а по окончанию - 12,4 В (на фото).
Далее пользуешся какое-то время (месяц, год, ...) и замечаеш, что приблизительно тот же средний ток разряда за поездку, тоже время, то есть те же условия, а напряжение на аккумуляторе уже 12,0 В, например. Ну и дальше, по мере старения, это напряжение будет только падать.
Индикация тока и среднего времени разряда позволила мне выявить эту закономерность.
И в принципе, можно сказать, что индикации (цифровой или светодиодной) напряжения батареи, для наблюдением за ее состоянием и деградацией будет достаточно.

---------- Добавлено в 14:51 ---------- Предыдущее сообщение было написано в 14:15 ----------

Еще намного добавлю...
Зачем тогда измерять ток? Защита от перегрузки? Ну да, срабатывает, если там сетка намоталась или много водорослей, но это прекрасно чувствуется как вибрация на румпеле, даже если намоталось, что-то небольшое.
Подобрать аккумулятор под условия ловли? - Возможно. Но главный плюс - это выбор оптимальной скорости при для длинном переходе. Это связано с тем, что скорость движения на этом моторе нелинейно зависит от потребляемого тока: 2А = 2,5 км/ч, 7А = 3,9 км/ч, 10A = 4,1 км/ч, 18A = 4,7 км/ч.
Переходы были летом более 5 км к месту ловли, по времени как бы особой разници между 3,9 км/ч и 4,7 км/ч нет, а расход существенный, поэтому выставлял ток 7-8 А это где-то в 0,1С аккумулятора.

Vladd
30.12.2010, 11:14
"...а напряжение на аккумуляторе уже 12,0 В, например. Ну и дальше, по мере старения, это напряжение будет только падать.
Индикация тока и среднего времени разряда позволила мне выявить эту закономерность."

Все правильно. Я же не придираюсь. Просто Ваше описание процедуры анализа состояния аккумулятора готовый алгоритм для програмиста.
При подключении питания стартует прога и выдает процентную характеристику аккума (от 100 до 0). Или каждый час выдает сообщение, и накопительно на флэшку. Думаю, что для дисциплинированных людей это все лишнее, но для людей творческих, которые все время что то забывают вовремя сделать... ну и т.д.

dvf47
30.12.2010, 15:35
[QUOTE=Michael;456140]Совершенно согласен с Вами, выводить лишнюю информацию у меня никакого желания небыло, тем более если это требует дополнительных затрат. Давайте посмотрим на примере этого снимка экрана - [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
================================================== ====
Если 4,9А-это средний ток потребляемый мотором в течении 2:18:43
,то что мешает Вам перемножить ток на время и получите потраченные Ампер/часы=11,3А/ч.... или удобнее с собой возить калькулятор...переводить минуты и секунды в часы,а затем перемножать...(в уме это сделать сложновато...)

А 69%--это что????

Вот так выглядит Turnigy ваттметр-анализатор мощности
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

или для наглядности:
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Michael
30.12.2010, 19:59
Если 4,9А-это средний ток потребляемый мотором в течении 2:18:43
,то что мешает Вам перемножить ток на время и получите потраченные Ампер/часы=11,3А/ч.... или удобнее с собой возить калькулятор...переводить минуты и секунды в часы,а затем перемножать...(в уме это сделать сложновато...)

А в чем заключается, на Ваше мнение, практическая польза от индикации потраченной аккумулятором емкости (А*ч) за поездку?

А 69%--это что????

Текущее положение регулятора скважности.

dvf47
06.01.2011, 15:37
А в чем заключается, на Ваше мнение, практическая польза от индикации потраченной аккумулятором емкости (А*ч) за поездку?
-----------------------------------------------------------------
Зная емкость аккумулятора-можно ориентироватся,сколько её ещё осталось..


Текущее положение регулятора скважности.
---------------------------------------------------------
Если-бы скважность была прямо пропорциональна скорости...