Надувная дежурная шлюпка "Орион-301"
КиЯ 2(144)90

        Несмотря на постоянное совершенствование спасательной техники, до полной безопасности на море, к сожалению, еще далеко. Так, по данным Регистра Ллойда, только за один 1986 год в мире погибло 231 судно, что унесло 1067 жизней.
        Часто приводит к трагическим последствиям и такие, например, ситуации когда человек по той или иной причине оказывается за бортом продолжающего плавание судна. Кок ни парадоксально, морские суда до сих пор не оснащены универсальным плавсредством, позволяющим быстро провести спасательную операцию поднять человека из воды на борт судна.
        При попытке срочно остановить современный супертанкер или другое крупное судно оно успевает пройти несколько миль, а пока оно вернется к месту падения человека и после остановки судна с его высокого борта спустят большую и тяжелую шлюпку или катер, спасаемому придется провести в воде десятки минут или часы, что при температуре воды даже около 18 °С может привести к печальному результату Не исключено и то, что обнаружить потерпевшего через такой значительный промежуток времени вообще не удастся
        Имеющиеся на борту морских судов обычные спасательные шлюпки закрытого типа в этой ситуации не могут быть использованы. Напомним, что их число и вместимость (до 150 чел ) строго соответствуют числу людей на судне, а назначение только одно - спасение их с гибнущего судна. Поднимать на современную закрытую спасательную шлюпку человека из воды практически нельзя Спускать ее можно (как правило) только после полной остановки судна.
        Отсутствие мобильного спасательного средства, которое может быть быстро приведено в рабочее положение, трагически сказалось, например, при авариях судов "Адмирал Нахимов" и "Михаил Лермонтов".
        Все это и вынудило Морскую межправительственную организацию (ИМО), в состав которой входит и СССР, внести в содержание пересмотренной в 1983 1.III главы "Спасательные средства" Международной конвенции по безопасности человеческой жизни на море "Солас 74" требование об обязательном наличии на морских судах нового спасательного средства - дежурной, те. находящейся в постоянной готовнос1и шлюпки, которую можно было бы спускать на воду, не дожидаясь полной остановки судна на скорости 5 уз, и при работающем двигателе шлюпки В соответствии с Конвенцией и Поправками к ней, которые ратифицировала наша страна, все вновь построенные суда (кили которых заложены после I июля 1986 г.) валовой вместимостью 500 рег. т. и более должны быть оснащены подобными дежурными шлюпками при сдаче в эксплуатацию; находящиеся в эксплуатации суда оснащаются такими шлюпками к июлю 1991 г.
        Создатели морской техники пришли к выводу, что подобная шлюпка должна быть надувной В связи с этим задача по созданию и выпуску такой надувной дежурной шлюпки была поставлена перед ПО "Ярославрезинотехиика"

        Дежурная шлюпка предназначена для спасения упавших в воду людей, а также для сбора и буксировки спасательных плотов при аварии судна. Она обязательна на морских судах с неограниченным районом плавания и постоянно хранится на открытой палубе в состоянии немедленной готовности к использованию.
        По условиям Конвенции надувная дежурная шлюпка должна иметь длину от 3,8 до 8,5 м; вместимость - не менее шести человек (из них пятеро располагаются на сиденьях и один - на носилках); скорость на тихой воде - не менее 6 уз, а при буксировке 25-местного спасательного плота - не менее 2 уз.
        Перечислим некоторые другие требования, предъявляемые к разрабатываемой шлюпке.
        Она должна выдерживать спуск и подъем вместе со всем экипажем и полным комплектом снабжения, удар о борт судна сходу (при скорости 3,5 м/с), а также сбрасывание на воду с высоты 3 м.
        Шлюпка должна быть достаточно остойчивой, чтобы не переворачиваться при подъеме из воды потерпевшего через борт двумя людьми, и сохранять при этом высоту надводного борта не менее 100 мм. Плавучесть и непотопляемость полностью загруженной шлюпки должны обеспечиваться при полностью залитом водой кокпите, а также при повреждениях в нескольких надувных отсеках.
        В специальный комплект снабжения обязательно должны входить прожектор, способный освещать предмет шириной 18 м ночью с расстояния 180 м, и радиолокационный отражатель.

        Всем требованиям Конвенции соответствует разработанная ярославскими конструкторами надувная дежурная шлюпка, получившая название "Орион-301".
        При рабочем давлении в отсеках главные размеры шлюпки 5,0 X 2,1 X 0,8 м; конструкция ее включает надувную камеру плавучести, днище из прорезиненной ткани, вклеенный между бортами транец, жесткие кильсон и слань, надувные сиденья и козырек.
        Камера плавучести разделена перегородками на пять изолированных отсеков равного объема, каждый из которых имеет три клапана: для наполнения от магистрали сжатого воздуха, для подкачки мехом и предохранительный клапан. При повреждении одновременно трех отсеков из пяти лодка с полной нагрузкой сохраняет возможность движения под мотором (на малых оборотах) или на веслах.
        В плане шлюпка - U-образной формы; для лучшей всхожести на волну и предохранения кокпита от забрызгивания носовая часть приподнята и закрыта козырьком из прорезиненной ткани. При закрепленном кильсоне днище шлюпки принимает V-образную форму с углом килеватости, равным примерно 10° от транца до миделя и увеличивающимся в носовой части. Такие обводы позволяют сочетать хорошую мореходность с достаточной скоростью, придать устойчивость движения на курсе и уменьшить дрейф.

        Линия присоединения днища к надувной камере плавучести расположена таким образом, что выступающие части цилиндрических баллонов в какой-то мере играют роль спонсонов, повышая остойчивость лодки.
        Транец приклеен к бортам и днищу с помощью формованного резинового профиля на расстоянии метра от кормовых оконечностей. Такая вклейка и расположение транца исключают переворачивание шлюпки через корму при резком увеличении оборотов мотора. Транец имеет многослойную конструкцию, склеенную из дерева и двух наружных слоев бакелизированной фанеры; общая его толщина достигает 34 мм, что позволяет использовать подвесной мотор мощностью 30 л. с. Высота выреза в транце рассчитана на установку подвесного мотора* с удлиненным дендвудом "Вихрь-30 РМИ" и позволяет уменьшить заливаемость и забрызгиваемость кокпита через транец, по сравнению с другими лодками и катерами.
        Жесткий кильсон сделан многослойным аналогично транцу и состоит из двух частей, соединяемых при сборке шлюпки с помощью металлических накладок и болтов. В шлюпке он разъемно крепится в трех точках: в носовой вклеенной вставке, выполненной из бакелизированнои фанеры, и с помощью двух упоров - металлического и фанерного, к транцу. Благодаря этому обеспечивается жесткость шлюпки, килеватость днища, прочное фиксирование слани, натяжение материала днища и надежная передача упора подвесного мотора на корпус. Для предохранения бортов шлюпки от истирания и ударов на их поверхность приклеен гибкий привальный брус, выполненный из нескольких слоев резиновой пластины. Для этой же цели на днище наклеены аналогичные усиления.
        Леер закреплен с провисанием как снаружи, так и внутри кокпита шлюпки, причем с обоих бортов имеются специальные ступеньки для облегчения подъема людей из воды.
        В случае опрокидывания для обеспечения возможности подъема людей на днище шлюпки имеются специальные ручки. Леер и фалинь изготовлены из прочного капронового каната, а лини двух плавучих спасательных колец длиной по 30 м и буксировочный конец - из плавучего полипропиленового каната.
        Для обнаружения самой шлюпки в темное время суток на борта наклеены световозвращающие полосы (на козырьке в виде крестов).
        Сравнительные данные основных характеристик шлюпки "Орион-301" с зарубежными аналогами приведены в табл. I.
        Опытные образцы прошли испытания по программе, составленной в соответствии с Резолюцией А 521 (13) "Рекомендации по испытаниям спасательных средств" организации ИМО. Шлюпка защищена авторским свидетельством на промышленный образец. К выпуску ее готовится Ангренское ПО "Узбекрезинотехника".
        А. КОРОЛЕВ, В. ЛЫЖИН, В. РОДЯКИН,
        г. Ярославль
        * Специальная морская модификация мотора с кольцевой насадкой гребного винта и замкнутой системой охлаждения двигателя.


Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua