Надувная
дежурная шлюпка "Орион-301"
КиЯ 2(144)90 |
Дежурная шлюпка предназначена
для спасения упавших в воду людей, а также для сбора и буксировки спасательных
плотов при аварии судна. Она обязательна на морских судах с неограниченным
районом плавания и постоянно хранится на открытой палубе в состоянии немедленной
готовности к использованию.
По условиям Конвенции надувная
дежурная шлюпка должна иметь длину от 3,8 до 8,5 м; вместимость - не менее
шести человек (из них пятеро располагаются на сиденьях и один - на носилках);
скорость на тихой воде - не менее 6 уз, а при буксировке 25-местного спасательного
плота - не менее 2 уз.
Перечислим некоторые другие
требования, предъявляемые к разрабатываемой шлюпке.
Она должна выдерживать спуск
и подъем вместе со всем экипажем и полным комплектом снабжения, удар о
борт судна сходу (при скорости 3,5 м/с), а также сбрасывание на воду с
высоты 3 м.
Шлюпка должна быть достаточно
остойчивой, чтобы не переворачиваться при подъеме из воды потерпевшего
через борт двумя людьми, и сохранять при этом высоту надводного борта не
менее 100 мм. Плавучесть и непотопляемость полностью загруженной шлюпки
должны обеспечиваться при полностью залитом водой кокпите, а также при
повреждениях в нескольких надувных отсеках.
В специальный комплект снабжения
обязательно должны входить прожектор, способный освещать предмет шириной
18 м ночью с расстояния 180 м, и радиолокационный отражатель.
Всем требованиям Конвенции
соответствует разработанная ярославскими конструкторами надувная дежурная
шлюпка, получившая название "Орион-301".
При рабочем давлении в отсеках
главные размеры шлюпки 5,0 X 2,1 X 0,8 м; конструкция ее включает надувную
камеру плавучести, днище из прорезиненной ткани, вклеенный между бортами
транец, жесткие кильсон и слань, надувные сиденья и козырек.
Камера плавучести разделена
перегородками на пять изолированных отсеков равного объема, каждый из которых
имеет три клапана: для наполнения от магистрали сжатого воздуха, для подкачки
мехом и предохранительный клапан. При повреждении одновременно трех отсеков
из пяти лодка с полной нагрузкой сохраняет возможность движения под мотором
(на малых оборотах) или на веслах.
В плане шлюпка - U-образной
формы; для лучшей всхожести на волну и предохранения кокпита от забрызгивания
носовая часть приподнята и закрыта козырьком из прорезиненной ткани. При
закрепленном кильсоне днище шлюпки принимает V-образную форму с углом килеватости,
равным примерно 10° от транца до миделя и увеличивающимся в носовой части.
Такие обводы позволяют сочетать хорошую мореходность с достаточной скоростью,
придать устойчивость движения на курсе и уменьшить дрейф.
Линия присоединения днища
к надувной камере плавучести расположена таким образом, что выступающие
части цилиндрических баллонов в какой-то мере играют роль спонсонов, повышая
остойчивость лодки.
Транец приклеен к бортам
и днищу с помощью формованного резинового профиля на расстоянии метра от
кормовых оконечностей. Такая вклейка и расположение транца исключают переворачивание
шлюпки через корму при резком увеличении оборотов мотора. Транец имеет
многослойную конструкцию, склеенную из дерева и двух наружных слоев бакелизированной
фанеры; общая его толщина достигает 34 мм, что позволяет использовать подвесной
мотор мощностью 30 л. с. Высота выреза в транце рассчитана на установку
подвесного мотора* с удлиненным дендвудом "Вихрь-30 РМИ" и позволяет уменьшить
заливаемость и забрызгиваемость кокпита через транец, по сравнению с другими
лодками и катерами.
Жесткий кильсон сделан многослойным
аналогично транцу и состоит из двух частей, соединяемых при сборке шлюпки
с помощью металлических накладок и болтов. В шлюпке он разъемно крепится
в трех точках: в носовой вклеенной вставке, выполненной из бакелизированнои
фанеры, и с помощью двух упоров - металлического и фанерного, к транцу.
Благодаря этому обеспечивается жесткость шлюпки, килеватость днища, прочное
фиксирование слани, натяжение материала днища и надежная передача упора
подвесного мотора на корпус. Для предохранения бортов шлюпки от истирания
и ударов на их поверхность приклеен гибкий привальный брус, выполненный
из нескольких слоев резиновой пластины. Для этой же цели на днище наклеены
аналогичные усиления.
Леер закреплен с провисанием
как снаружи, так и внутри кокпита шлюпки, причем с обоих бортов имеются
специальные ступеньки для облегчения подъема людей из воды.
В случае опрокидывания для
обеспечения возможности подъема людей на днище шлюпки имеются специальные
ручки. Леер и фалинь изготовлены из прочного капронового каната, а лини
двух плавучих спасательных колец длиной по 30 м и буксировочный конец -
из плавучего полипропиленового каната.
Для обнаружения самой шлюпки
в темное время суток на борта наклеены световозвращающие полосы (на козырьке
в виде крестов).
Сравнительные данные основных
характеристик шлюпки "Орион-301" с зарубежными аналогами приведены в табл.
I.
Опытные образцы прошли испытания
по программе, составленной в соответствии с Резолюцией А 521 (13) "Рекомендации
по испытаниям спасательных средств" организации ИМО. Шлюпка защищена авторским
свидетельством на промышленный образец. К выпуску ее готовится Ангренское
ПО "Узбекрезинотехника".
А. КОРОЛЕВ, В. ЛЫЖИН, В.
РОДЯКИН,
г. Ярославль
* Специальная морская модификация
мотора с кольцевой насадкой гребного винта и замкнутой системой охлаждения
двигателя.