Каютная мотолодка "Альбатрос",
Е. Фомин, КиЯ 4(110)86

        Самостоятельной постройкой лодок я занимаюсь более десяти лет, а описываемый мини-крейсер - уже десятая по счету построенная мною лодка.

        Девятой был вариант "Морского дротика" с лыжами шириной около 100 мм в корме. Его испытания и подсказали идею сделать новый корпус с комбинированными обводами, соединяющими скоростные качества саней Фокса и хорошую всхожесть на волну классических тримаранов. Десятую мотолодку я задумал как маленький и быстроходный "крейсер", рассчитанный на глиссирование под одним 30-сильным мотором.
        Центральная лыжа имеет постоянную ширину (300 мм), но не плоская, а с переменной килеватостью: на транце-7°, на миделе-18°, а в носу (на 1 шп.)-10°. Боковые лыжи имеют ширину на транце 200 мм, а к носу постепенно сужаются, так что в носовой части обводы мало отличаются от чисто тримаранных. По кромкам центральной лыжи установлен продольный редан; он начинается на шп. 2 и не доходит до транца на 350 мм. Вторая пара продольных реданов начинается на шп. 3 и обрывается на транце. На борту сделан уступ-брызгоотбойник.
        Набор собран из сосновых реек.

        Корпус обшит листами термопластика АБС толщиной 2 мм. Этот материал отлично клеется клеем, изготовленным из стружки того же пластика, растворенной в ацетоне. Фальшборты, палуба и рецесс сделаны из фанеры толщиной 4 мм. Весь корпус, за исключением рубки, оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле ЭД-12 днище-в три слоя, борта - в два, палуба - одним слоем). Несмотря на небольшие размеры мотолодки (практически - в размерениях "Прогресса"), на ней удалось оборудовать рубку-убежище с тремя спальными местами (третье образуется при укладке раскладного столика между бортовыми диванами). В каюте светло (имеется и электроосвещение), благодаря большому вырезу в кормовой переборке она кажется довольно просторной.
        В форпике, в который можно. Попасть из каюты через люк а носовой переборке, укладываются спальные принадлежности.

        Пост управления расположен в кокпите по левому борту. Приборный щиток смонтирован на левой верхней части переборки; симметрично правой верхней части имеется шкафчик. Мотолодка оборудована ходовыми огнями, отмашкой, фарой, тахометром и спидометром. Пайолы сделаны из листов АБС-пластика. Передние сиденья - откидные; под ними расположены вместительные рундуки, в которые во время похода укладываются спасательные средства, посуда, аккумулятор. Под боковыми задними сиденьями расположены бензобаки емкостью по 45 л. Среднее заднее сиденье сделано съемным: под ним находится люк в трюм, где хранится 10-литровая канистра с маслом. Если это сиденье снять, то на люк можно установить две дополнительные канистры с топливом; таким образом общий запас горючего увеличивается до 140 л. За средним сиденьем имеется запирающийся шкафчик для инструмента, запасного винта, аптечки, а за боковыми - ниши для штормовой одежды.
        Для снижения шумности мотор закрыт звукоизолирующим капотом, который при необходимости откидывается (на петлях) на правый борт.
        Для обеспечения непотопляемости лодки в корпус вклеены блоки пенопласта общим объемом 450 дм3.
        На постройку лодки силами двух человек ушли три с половиной месяца.

        Первые же ходовые испытания "Альбатроса" оправдали наши надежды. Под мотором "Вихрь-30" со штатным винтом мотолодка вышла на глиссирование с четырьмя человеками на борту и развила скорость 32 км/ч. С одним водителем скорость возросла до 41 км/ч; при нагрузке два человека-составила 38 км/ч, с тремя- около 35 км/ч. Со специально подобранным грузовым винтом "Альбатрос" выходит на глиссирование с нагрузкой пять и даже шесть человек (водоизмещение 820 кг); с нагрузкой четыре человека плюс 70 л бензина уверенно обходит "Казанку-5" под таким же "Вихрем-30", но с двумя пассажирами.
        Испытывалась лодка и с двухло-пастным винтом изменяемого шага "Енисей-2", который был установлен на максимальный шаг (около 340мм). При этом с двумя человеками на борту "Альбатрос" обходил "Прог-ресс-4" с тремя пассажирами, но... с двумя моторами "Вихрь-30".
        При попутной 1,5-метровой волне нос лодки не зарывается в волну, кокпит не забрызгивается. Остойчивость лодки выше всяких похвал. На любых режимах винт не кавитирует. Нетрудно справляться с "Альбатросом" и под веслами.
        Какие недостатки выявились в результате испытаний? Оказалась слишком низкой линия скулы в районе шп.3-5. Слишком высоко (150мм от ОЛ) поднят бортовой брызгоотбойник, поэтому борта замываются.
        Сейчас я готовлю чертежи новой модификации мини-крейсера с приподнятой скулой и опущенным на 80 мм брызгоотбойником. За счет увеличения на 120 мм длины форпика и на 120 мм каюты общая длина лодки возросла до 4,89 м. На 50 мм увеличена высота борта в носу лодки. В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, "Альбатрос"- это как раз то, что нужно большинству любителей под один 30-сильный мотор. Очень хотелось бы видеть такую лодку в промышленном изготовлении.


Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua