Каютная мотолодка "Альбатрос",
Е. Фомин, КиЯ 4(110)86 |
Девятой был вариант "Морского
дротика" с лыжами шириной около 100 мм в корме. Его испытания и подсказали
идею сделать новый корпус с комбинированными обводами, соединяющими скоростные
качества саней Фокса и хорошую всхожесть на волну классических тримаранов.
Десятую мотолодку я задумал как маленький и быстроходный "крейсер", рассчитанный
на глиссирование под одним 30-сильным мотором.
Центральная лыжа имеет постоянную
ширину (300 мм), но не плоская, а с переменной килеватостью: на транце-7°,
на миделе-18°, а в носу (на 1 шп.)-10°. Боковые лыжи имеют ширину на транце
200 мм, а к носу постепенно сужаются, так что в носовой части обводы мало
отличаются от чисто тримаранных. По кромкам центральной лыжи установлен
продольный редан; он начинается на шп. 2 и не доходит до транца на 350
мм. Вторая пара продольных реданов начинается на шп. 3 и обрывается на
транце. На борту сделан уступ-брызгоотбойник.
Набор собран из сосновых
реек.
Корпус обшит листами термопластика
АБС толщиной 2 мм. Этот материал отлично клеется клеем, изготовленным из
стружки того же пластика, растворенной в ацетоне. Фальшборты, палуба и
рецесс сделаны из фанеры толщиной 4 мм. Весь корпус, за исключением рубки,
оклеен стеклотканью на эпоксидной смоле ЭД-12 днище-в три слоя, борта -
в два, палуба - одним слоем). Несмотря на небольшие размеры мотолодки (практически
- в размерениях "Прогресса"), на ней удалось оборудовать рубку-убежище
с тремя спальными местами (третье образуется при укладке раскладного столика
между бортовыми диванами). В каюте светло (имеется и электроосвещение),
благодаря большому вырезу в кормовой переборке она кажется довольно просторной.
В форпике, в который можно.
Попасть из каюты через люк а носовой переборке, укладываются спальные принадлежности.
Пост управления расположен
в кокпите по левому борту. Приборный щиток смонтирован на левой верхней
части переборки; симметрично правой верхней части имеется шкафчик. Мотолодка
оборудована ходовыми огнями, отмашкой, фарой, тахометром и спидометром.
Пайолы сделаны из листов АБС-пластика. Передние сиденья - откидные; под
ними расположены вместительные рундуки, в которые во время похода укладываются
спасательные средства, посуда, аккумулятор. Под боковыми задними сиденьями
расположены бензобаки емкостью по 45 л. Среднее заднее сиденье сделано
съемным: под ним находится люк в трюм, где хранится 10-литровая канистра
с маслом. Если это сиденье снять, то на люк можно установить две дополнительные
канистры с топливом; таким образом общий запас горючего увеличивается до
140 л. За средним сиденьем имеется запирающийся шкафчик для инструмента,
запасного винта, аптечки, а за боковыми - ниши для штормовой одежды.
Для снижения шумности мотор
закрыт звукоизолирующим капотом, который при необходимости откидывается
(на петлях) на правый борт.
Для обеспечения непотопляемости
лодки в корпус вклеены блоки пенопласта общим объемом 450 дм3.
На постройку лодки силами
двух человек ушли три с половиной месяца.
Первые же ходовые испытания
"Альбатроса" оправдали наши надежды. Под мотором "Вихрь-30" со штатным
винтом мотолодка вышла на глиссирование с четырьмя человеками на борту
и развила скорость 32 км/ч. С одним водителем скорость возросла до 41 км/ч;
при нагрузке два человека-составила 38 км/ч, с тремя- около 35 км/ч. Со
специально подобранным грузовым винтом "Альбатрос" выходит на глиссирование
с нагрузкой пять и даже шесть человек (водоизмещение 820 кг); с нагрузкой
четыре человека плюс 70 л бензина уверенно обходит "Казанку-5" под таким
же "Вихрем-30", но с двумя пассажирами.
Испытывалась лодка и с двухло-пастным
винтом изменяемого шага "Енисей-2", который был установлен на максимальный
шаг (около 340мм). При этом с двумя человеками на борту "Альбатрос" обходил
"Прог-ресс-4" с тремя пассажирами, но... с двумя моторами "Вихрь-30".
При попутной 1,5-метровой
волне нос лодки не зарывается в волну, кокпит не забрызгивается. Остойчивость
лодки выше всяких похвал. На любых режимах винт не кавитирует. Нетрудно
справляться с "Альбатросом" и под веслами.
Какие недостатки выявились
в результате испытаний? Оказалась слишком низкой линия скулы в районе шп.3-5.
Слишком высоко (150мм от ОЛ) поднят бортовой брызгоотбойник, поэтому борта
замываются.
Сейчас я готовлю чертежи
новой модификации мини-крейсера с приподнятой скулой и опущенным на 80
мм брызгоотбойником. За счет увеличения на 120 мм длины форпика и на 120
мм каюты общая длина лодки возросла до 4,89 м. На 50 мм увеличена высота
борта в носу лодки. В заключение хочу сказать, что, по моему мнению, "Альбатрос"-
это как раз то, что нужно большинству любителей под один 30-сильный мотор.
Очень хотелось бы видеть такую лодку в промышленном изготовлении.