"ЯЗЬ -31"- новая надувная лодка.
К. КОНСТАНТИНОВ "КиЯ"6(148)-1990г. 

        Так получилось, что редакционные испытания прошли практически все надувные моторные лодки, которые когда-либо поступали в продажу. На "мерной миле" мы познакомились с "Грифом" и "Орионом-8", "Крымом-5" и "Вегой". Надувнушки - самый многочисленный и демократичный класс в нашем любительском флоте, имеющие же на транце мотор особенно популярны среди водномоторников и автолюбителей за свои широчайшие возможности.
        И вот очередная новинка ярославцев-"Язь-31". Это лодка нового поколения, и по своему характеру наиболее близка к "Веге", с которой мы невольно сравнивали новинку на протяжении всех испытаний.
        Наша первая встреча, как и полагается, произошла на вокзале. Пробираясь среди перронной сутолоки с тяжелым заплечным мешком к автостоянке, открыли счет первым впечатлениям. И надо сказать, что несмотря на "впившиеся" в плечи ремни, они оказались благоприятными. Во-первых, лодка целиком уместилась в одном мешке, а не в двух, как у "Веги". Во-вторых, вес упакованной лодки с большими, чем у "Веги", размерениями оказался на 5 кг меньше (26 и 31 кг соответственно). Это только говорится, что своя ноша не тянет... И последнее, что немаловажно при транспортировке сам упаковочный чехол. Вместо маскировочной "холщовки" на его пошив пошел добротный ярко-синий капрон, причем в нижней трети чехла он скомбинирован с плотной водонепроницаемой тканью. Эту особенность по достоинству оцениваешь, когда тюк с лодкой приходится выгружать на захламленный берег, ставить на сырую землю или перевозить в протекающей лодке. Свернутая оболочка надувнушки остается сухой и относительно защищенной от возможных повреждений.
        Упакованная в чехол лодка свободно размещается в багажнике любого из отечественных автомобилей.
        На высоком берегу Вуоксинского плеса, традиционного места наших испытаний, раскладываем оранжево-черную оболочку. Борта лодки разделены на три отсека, четвертым отсеком - главной особенностью "Язя-31" - является надувное днище. Именно с него начинаем "сборку" лодки с помощью главного конструкционного материала - воздуха. Через трубку, закрывающуюся пластмассовой пробкой, делаем несколько качков, чтобы поддуть днище. Изготовлено оно из двух полотнищ, которые соединяются шестью продольно расположенными перегородками, и по конструкции напоминает надувной матрац.
        Заметим, что лодки с надувным днищем сейчас получили самое широкое распространение во всем мире. Оно обеспечивает продольную и поперечную жесткость, позволяет, в первую очередь для моторных лодок, уменьшить количество комплектующих деталей (по сравнению, например, с той же "Вегой" отказаться от фанерных пай-лов и кильсона). Надувное днище повышает надежность и безопасность, позволяет увеличить грузоподъемность.
        Ввернув с помощью прилагаемого специального ключа клапана, поочередно поддуваем сначала носовой, а потом и два оставшихся отсека. Оболочка, оживая, расправляется и обозначает образную в плане форму лодки, заостренный приподнятый нос и корму, причем сужение в носовой части больше, чем в корме. Такая форма позволяет максимально использовать полезную площадь кокпита, обеспечивает легкое скольжение по воде.
        Расправив оболочку до правильной формы, переходим уже окончательно к наполнению отсеков воздухом до рабочего давления. Это самая ответственная операция при подготовке к плаванию и от нее зависит не только долгий срок службы лодки, но и безопасность на воде. Нередки случаи, когда "перекаченную" оболочку лодки в жаркий или солнечный день разрывало, повреждались внутренние перегородки отсеков. Повышение температуры на 30-40°С увеличивает внутреннее давление внутри отсека, объем которого практически постоянен, вдвое. А ведь за долгий летний день оболочка на солнце может нагреваться до 75°С! Поэтому, подкачивая лодку, периодически проверяем баллон рукой: при рабочем давлении оболочка в середине отсека должна прогибаться при несильном надавливании пальцем приблизительно на 2 см.
        Неопытного владельца "надувнушки" подстраховать может мех - насос, входящий в комплект лодки. Съемное жесткое донышко, установленное в отформованные пазы нижней части корпуса меха, при "лишнем" качке выскакивает из пазов, нарушается герметичность внутреннего объема меха. Поэтому не советуем пользоваться другими насосами, тем более что штатный обладает достаточной производительностью. Чтобы при работе "лягушка" меха не ползала по траве, не засасывала песчинки и влагу, под нее удобно подложить транцевую доску из комплекта. Попавшую внутрь отсека влагу удалить трудно; конденсируясь на внутренних стенках, она способствует образованию плесени и загниванию материала. Ничего хорошего не сулят и попавшие внутрь песчинки. На лодке установлены три вентиля с лепестковым в виде эластичной тарелки клапаном, кстати, такие же, как на "Веге". При попадании под запорный элемент даже мельчайших песчинок отсек начинает постоянно "травить" воздух.
        Закручиваем крышку на последнем клапане и переводим дух: по часам на накачку корпуса ушло 23 мин. Это на 7 мин хуже, чем у "Веги", но там дополнительное время уходит на сборку жесткого набора, да и отсеков там только два. Четыре же отсека у "Язя" дают полную гарантию безопасности при любой ситуации. Забегая вперед, скажем, что имитируя аварию путем выворачивания клапана любого из отсеков и даже попарно в произвольной последовательности, мы в полной безопасности добирались до берега. Лодка при этом не теряла ни остойчивости, ни управляемости.
        Перед первым спуском на воду для проверки герметичности "Язя" даем ему получасовую выдержку на берегу, а сами тем временем заканчиваем полную сборку. Во-первых, устанавливаем жесткую деревянную банку. Для этого ее торцы с фигурными пазами вставляем в замки формованных гибких кронштейнов, приклеенных с внутренней стороны бортов. Они расположены попарно на миделе и в кормовой части лодки. В зависимости от того, какое предстоит плавание: под веслами или мотором, банку можно быстро переставлять. Резиновые замки-уступы внутри кронштейнов надежно фиксируют банку, на ней удобно сидеть и держаться за нее, особенно на ходу под мотором. Деревянная банка заметно повышает поперечную жесткость лодки.

        В комплект лодки входят еще и два обычных надувных сиденья; мы их использовали, когда выходили полным экипажем в три человека. Но при коротких выходах можно садиться и прямо на надувное днище, оно хорошо изолирует при холодной погоде, смягчает удары от волны и от случайных наездов на камни. И, самое главное, не прогибается под тяжестью тела "корытом", ухудшая гидродинамику лодки, как при обычном плоском днище.
        В последнюю очередь навешиваем съемный транец из толстой водостойкой фанеры, который крепится металлическим стержнем к приформованному на корме лодки резиновому кронштейну. Конструкция его полностью повторяет "веговскую", и нет смысла на ней останавливаться. Заметим, что вес транца показался нам все-таки чрезмерным, а главное неудобство - незафиксированность вертикального положения транца, конструкторы по замечаниям предыдущей "мерной мили" исправили. Напомним, при заводке мотора или подъеме его из воды дейдвуд откидывался вместе с транцем внутрь лодки. Крепление транца вокруг одной оси не позволяло воспользоваться и задним ходом на моторе, теперь нижний край транца фиксируется матерчатой петлей. Высоты же его над водой и толщины под струбцины "подвесника" вполне достаточно.
        Тем временем истекают контрольные полчаса, и при осмотре никаких дефектов не замечено, отсеки сохраняют первоначальную упругость. К воде лодку удобно переносить, поддев плечом под деревянную банку, без труда это делает один человек. Вдвоем ее удобно переносить за матерчатые ручки. Выбираем отмелое, чистое место. И вот "Язь-31" на воде.
        Первый выход в одиночку на веслах с минимальным рыболовным снаряжением. Отталкиваюсь от берега и, перебравшись через баллон, нащупываю днище, встаю в полный рост. Вернее, пытаюсь это сделать. Удается это только после третьей попытки, расставив ноги и уперев их в борта. Вот так, с дрожащими ногами, познаю на деле, что это эначит - надувное днище. Стоишь, как на большом надувном матрасе, напряженно ожидая подвоха от волны или порыва ветра. Невольно вспоминается "Орион-8" с жестким пайолом, на худой конец зеленая перепончатая "Вега"... Но испытания есть испытания, и впредь в полный рост встаю, убедившись в надежной опоре.
        Разумеется - это никак нельзя отнести к недостаткам лодки, таков характер всех надувнушек такой конструкции, и принимать его надо таким, каков он есть. Поэтому, перебираясь по лодке то за спиннингом, то за якорем, всегда с удовольствием возвращаешься на "твердый островок" - деревянную банку.
        Кстати, многие рыболовы, а по статистике, именно 64 % покупателей используют резиновые лодки для рыбной ловли, предпочитают спокойную ловлю и эту черту "Язя-31" даже не заметят. Тем более по сравнению с другими надувнушками "Язь" обладает многими преимуществами. Во-первых, его размеры (3,00х1.25х0,33м) предоставляют рыболову такую полезную площадь, которая сравнима лишь с жесткими картоп-лодками. Не возникает проблем с размещением рыболовного снаряжения и багажа, даже если на "Язе" отправляются рыбачить вдвоем. Во-вторых, такую длинную лодку не мотает на якоре ветром или на течении. В-третьих, сидя на высокой банке, удобно забрасывать спиннинг, от долгого сидения с удочкой не затекают спина и руки, как, например, на "ЛГН-2", где ты томишься скрюченный, выглядывая из-за бортов.
        А главное - это удобство гребли как на переходе, так и при ловле на дорожку. Посадка практически не отличается от позы гребца в жесткой лодке. Можно полностью вытянуть ноги, а если самостоятельно сделать еще и кормовую жесткую банку, то удобно упереть в нее йоги. Деревянные разъемные весла имеют увеличенную площадь лопасти и большую, чем у той же "Веги", длину. Крейсерская скорость под веслами составляет около 5 км/ч. Причем эффективны два режима гребли: короткими гребками-рывками (он экономичен и хорош при ловле на дорожку с небольшой скоростью), и более длинными, размашистыми гребками, когда две трети весла пропущены за уключину. Этот способ "лучше для длинных переходов, т. к. устойчивость лодки на курсе, благодаря ее длине и продольным надувным гофрам на днище, вполне удовлетворительная.
        Кстати, крепление весла в приформованной к борту эластичной уключине не предусмотрено. На наш взгляд, это не только неудобно, т. к. весло "ползает" в проушине во время гребка, но и небезопасно: потерять весло на ходу ничего не стоит, а выгрести одним веслом на таком юрком суденышке, особенно против ветра и волны, невозможно. Поэтому мы для безопасности надели на веретено по резиновому ограничительному кольцу, такому же, как на "Веге". К сожалению, нет никаких приспособлений, в которых можно было бы закреплять весла при переходах под мотором или на стоянке. Свисающие в воду весла особенно мешают при рыбалке, а вынимать их каждый раз из уключин неудобно.
        Подытоживая гребную часть испытаний, можно сказать, что помимо удобства гребли, хорошей устойчивости на курсе, легкости хода как носом, так и кормой вперед, отличающих "Язя" от большинства "надувнушек", благодаря надувному днищу, лодка имеет очень малую осадку, поэтому заросшие заливы, мелководье перекатов или отмелый берег "Язь" преодолевает легко.
        Главной особенностью "Язя-31", отличающей его от чисто гребных "Язя-2" и "Язя-З", является возможность установки подвесного мотора мощностью до 3 л. с. Поставив лодку кормой к берегу, навешиваем "Салют", заводим мотор и отходим от берега. Лодка, слегка задрав нос, чутко слушается руля. Очень легко входит в поворот, а при перекладке руля на 90° вертится буквально на месте. Не возникает ни опасного крена, ни забрызгивания. Сместив все тяжелые вещи в нос, постепенно прибавляю газ, дифферент немного увеличивается, а за кормой начинает бурлить вода. С одним водителем скорость получается около 10,8 км/ч. С тремя пассажирами на борту падает до 7,8 км/ч. Поведение лодки остается при любой загрузке (максимальная по паспорту 350 кг) надежным и безопасным.
        Поступает предложение нарушить "чистоту" эксперимента и заменить явно слабенький для "Язя" "Салют" на "Ветерок-8". Сначала упаковываем в полиэтиленовый мешок штатный бачок с бензином, чтобы не пролить топливо на днище, и сдвигаем его на всю длину шланга в нос. На транце, эквилибрируя с тяжелым мотором, закручиваем струбцины "Ветерка-8".
        Запускаю мотор и, насколько позволяет вытянутая рука, постепенно прибавляю газ. До половинной мощности лодка все убыстряет свой бег, при полном дросселе сначала утыкается носом в небо, гоня перед собой вал воды, а потом постепенно начинает на него залезать. Его тормозящая упругость хорошо ощущается через надувное днище, которое прогибается внутрь. Бугор воды прокатывается с носа за транец и лодка, резко прибавив скорость, вырывается наверх. Управлять лодкой трудно, она реагирует на любое движение румпелем, по днищу бьет барабанная дробь встречной ряби. По прикидкам, скорость достигает 25-26 км/ч. Не желая искушать судьбу, сбрасываю резко газ, лодка проваливается как в водяную яму, а сзади догоняет отставший вал и стремится плеснуть в кокпит.
        Словом, плавание на "Язе-31" под "Ветерком" довольно опасно. А вот исчезнувший "Прибой" здесь был бы в самый раз.
        Тщательно отмываем корму от попавшего топлива, ведь оно опасно для обшивки лодки, вытаскиваем "Язя" на берег в тень, выкручиваем клапаны и протираем сухой тряпкой, особенно места приклейки днища к баллонам. Этот узел, так называемый "регулятор", наиболее быстро разрушается от скапливающейся здесь влаги и грязи. Протирать оболочку надо обязательно, несмотря на то, что для "Язя" использована прочная прорезиненная ткань на синтетической основе, которая в 3-4 раза прочнее материалов на хлопчатобумажной основе. Ведь она еще подвергается перепаду температур, воздействию кислорода и озона, солнечной радиации. Все это и так необратимо изменяет качество материала.
        Итак, ярославцам удалось создать модель еще одного надежного и удобного надувного судна. К сожалению, не знаем, все ли желающие смогут приобрести понравившуюся нам лодку.
        Производственные мощности ПО "Ярославрезинотехника" ограничены. Если вам все же посчастливится приобрести это судно, то не забудьте его зарегистрировать, т. к. это следует делать со всеми надувными лодками, грузоподъемность которых выше 225 кг. Цена лодки - 248 руб.


Ваши предложения и замечания ждем по адресу
e-mail:webmaster@fishing.kiev.ua