Водные
прогулки, которые хочется повторить.
"Шкипер" №1-1998г. |
"Надувная лодка - и с мощным двигателем?..."
"Мы и не знали, что надувная лодка может
развивать
такую скорость, да еще в штормовую погоду..."
"Где производят эти лодки? Неужели в Харькове?
Мы несколько лет искали себе такую, и в
итоге
пришлось купить польскую..."
С такой реакцией наших соотечественников представители
фирм "БРИГ ЛТД." сталкиваются практически
на всех выставках.
Что же такое надувная лодка? У большинства
это понятие чаще всего ассоциируется с небольшой гребной лодкой: рыбалка,
прогулка, тишина и покой. И крайне редко возникает представление о высокоскоростном
моторном судне, способном выдерживать штормовые условия, нести до нескольких
тонн груза, обеспечивать высокую безопасность экипажу и развивать скорость
до 70 км в час!
За последние несколько десятилетий ведущие
производители надувных лодок - Zodiac, Avon, Wiking, Sillinger, Bombard
приложили не мало усилий для совершенствования надувных плавательных средств.
Они все больше завоевывают сферы деятельности, связанные с работой и отдыхом
на воде. Сегодня многие фирмы с уважением смотрят на украинские лодки,
уже получившие признание в мире (такие как BRIG, и это тема наших будущих
публикаций).
Спектр использования надувных судов весьма
и весьма широк: от одноместной гребной малютки до огромных армейских и
спасательных лодок! Спортивные и прогулочные, тендеры для яхт и патрульные
катера, рафты и буксиры для проката... И при этом надувные плавсредства
имеют огромный ряд преимуществ перед металлическими и пластиковыми лодками,
что сделало их очень популярными среди профессионалов и любителей во всем
мире.
Прежде всего это:
- удобство хранения (одна-две сумки в гараже
или кладовой и для транспортировки не требуется трейлер, который в среднем
обходится в $ 1000 и является транспортным средством, подлежащим регистрации
в ГАИ);
- малый вес (всего 40-50 кг для 4-6-местной
лодки под 25-30-сильный подвесной двигатель);
- выход на необорудованный берег (при этом
Вы не боитесь разбить лодку о камни);
- высокая плавучесть (лодка BRIG при полностью
залитом кокпите сохраняет плавучесть с полной загрузкой!);
Перечень можно продолжать, мы же только
отметим их низкую цену в сравнении с жестко корпусными лодками.
Мы достаем из машины две сумки и начинаем
их распаковывать. За короткое время на глазах у изумленных отдыхающих "из
ничего" появляется большая, красива шестиместная моторная лодка "IMPULSE
450". Еще пара минут уходит на установку подвесного мотора "Johnson". И
вот лодка несется на большой скорости по водохранилищу, а за ней, выписывая
пируэты - лыжник. Красота!!!
Для тех же, кого волнует конкретика,
и для желающих быть в передовых рядах мы расскажем материалах, применяемых
для изготовления современных надувных плавсредств, и их конструкции.
Качество любой надувной лодки начинается
с ткани. Чаще всего под словом "надувная" подразумеваю "резиновая", хотя
сегодня это абсолютно не так.
Приобретая резиновую лодку, при предельной ее дешевизне и ремонтопригодности, к сожалению, Вы столкнетесь с рядом ограничений:
- прорезиненная ткань разрушаете под воздействием
ультрафиолетовых лучей и морской воды;
- ее необходимо сушить, чтобы ткань не прела;
- при излишней сушке прорезиненная ткань трескается;
- ткань не бензостойкая, что особо неприятно
для моторных лодок;
- резина не может похвастаться износоустойчивостью.
Выводы делайте сами.
Чтобы избавить владельца лодки от подобных
проблем, практически все серьезные производители применяют синтетические
ткани PVC, (поливинилхлорид), которые полностью лишены всех недостатков
прорезиненных тканей. Сегодня на рынке Украины можно встретить лодки из
однослойного неармированного PVC (суда марки Sevelor, США), трех- и пятислойного
PVC армированного полиэстером (лодки марки Brig, Fiord), семислойного армированного
PVC (дежурные шлюпки Brig). PVC износоустойчивая неприхотливая ткань.
Фирмы, производящие такие ткани дают гарантию
3 года , а средний срок службы ткани составляет 20 лет. Армированные ткани
имеют усилия на разрыв до 450 (!) кг. Поэтому, чтобы повредить такую лодку,
необходимо приложить значительное усилие.
По данным специалистов фирмы Бриг ЛТД.,
за последние несколько лет, когда фирма перешла на выпуск лодок из PVC,
было всего несколько случаев повреждения судов.
Сейчас на нашем рынке начинают появляться
лодки, изготовленные из ткани HYPOLON, выполненной на основе синтетического
каучука (некоторые модели с маркой Zodiac, Brig, Fiord). Эта ткань более
долговечна, чем PVC. Однако стоимость лодок из HYPOLON примерно в 1.5-2
раза выше аналогичных моделей из PVC.
Надувные лодки выполнены в виде баллона,
состоящего из нескольких отсеков, и днища (плоскодонного или V-образного).
Остановимся на конструкции днища, т.к.
именно от нее зависят мореходные и скоростные характеристики судна.
Плоскодонная конструкция днища имеет три наиболее
популярных варианта:
- однослойное днище (достоинства и недостатки
очевидны: низкая цена, но при этом по лодке "не побегаешь");
- двухслойное надувное днище (придает лодке
продольную и поперечную жесткость и высокую теплоизоляцию, но дорого, сегодня
практически все производители (кроме Sevylor) от этого варианта отказались);
- полужесткое днище со сланью (поперечные
жесткие вставки позволяют Вам свободно стоять в лодке, что хорошо для рыбаков
и охотников).;
- V-образные днища имеют два основных типа
конструкции: полужесткие с жестким настилом и жесткие пластиковые;
- днище с жестким настилом является недорогой
и очень эффективной системой), стил придает лодке поперечную и продольную
жесткость, а также делает лодку комфортной, позволяя смело перемещаться
по ней; килеватость задается либо надувным кильсоном (лодки Brig), либо
жестким килем (дежурные шлюпки Brig);
- надувная лодка с жестким пластиковым днищем
является самым сложным и дорогостоящим вариантом, имеющим скоростные характеристики
жесткой лодки, что позволяет при аналогичных размерах установку более мощного
подвесного двигателя (так, на судне серии FALCON марки Brig длиной 5 м
может быть установлен двигатель мощностью до 70 л.с.).
Чтобы сделать надувные моторные лодки
скоростными и мореходными, большинство ведущих производителей стараются
придать обводам своих лодок "глубокое V". Угол килеватости в миделе в среднем
составляет 5-10%, а у килевых моторных лодок Brig - 25%!
Становимся одержимыми. И нам уже не
интересно просто разогнать лодку до максимальной скорости, а хочется при
этом резко выложить румпель на борт и вслед за этим - на противоположный...
Лодка, резко кренясь и вздыбливаясь, летит по "восьмерке" перепрыгивая
через собственную волну, не теряя при этом остойчивости. И вновь разгон
по прямой до максимала... На борту два человека. Один на румпеле "Johnson",
второй стоит на полусогнутых в носовой части, вцепившись в леер, и пытается
вывести лодку на самые невероятные критические режимы, найти ту точку,
где лодка потеряет остойчивость. На некоторых виражах становится страшно,
но лодка по-прежнему уверенно держится на воде. Мы удовлетворены результатами
очередных испытаний, а в душе остается восторг от пережитого...
Вот, пожалуй и все, что можно рас сказать
для начала о надувных плавсредствах. Хотим лишь еще раз отметить, что надувная
лодка - это прежде всего незабываемые впечатления от общения с друзьями
и природой, катания на водных лыжах и кругах, от скорости и азарта, борьбы
с собой и стихией.
СДЕЛАЙТЕ СТИХИЮ ПОСЛУШНОЙ!
Публикация подготовлена по материалам компании
"BRIG Ltd"