"Крым-3":
Новая мотолодка из легкого сплава
В.А. Баснин, Д.Б. Волков, "КиЯ" №6(76) - 1978 г. |
"Крым-3" выпускается Пермским
судостроительным заводом "Кама", по проекту, разработанному ЦКБ "Нептун".
Проектированию "Крыма-3" предшествовал
анализ опыта эксплуатации серийных прогулочно-туристических глиссирующих
мотолодок. В частности, рассматривались наиболее распространенные варианты
их использования. Конструкторы пришли к выводу, что главным целевым назначением
мотолодки остается проведение на ней выходных дней и отпуска семьей из
трех-четырех человек. В связи с этим и была сформулирована основная идея
проекта: обеспечить максимальную вместимость при достаточно высоком уравне
комфорта, удобство и безопасность использования мотолодки в туристическом
походе (при шлюзовании и в других ситуациях).
Наибольшее внимание было уделено
полезному использованию внутреннего объема. Мы полностью отказались от
бортовых потопчин, что дало возможность сделать кокпит существенно - на
250-300 мм - шире.
Мотолодка | Длина, м | Размеры коптита, м
и его площадь, м2 |
Кол-во закрытых
багажников и их объем, м3 |
Паспортная
пасожиро- вместимость |
Кол-во резервн
мест для сидения |
---|---|---|---|---|---|
"Прогресс-4" | 4,7 | 2,7 Х 1,3 (3,51) | 1 (0,33) | 4 | 2 |
"Казанка-5" | 4,5 | 2,6 Х 1,28 (3,33) | 1 (0,15) | 4 | - |
"Крым" | 4,25 | 2,3 Х 1,3 (2,99) | 2 (0,36) | 5 (без багажа) | - |
"Днепр" | 4,4 | 2,35 Х 1,24 (2,91) | 1 (0,24) | 4-5 | - |
"Сарепта" | 4,6 | 2,6 Х 1,28 (3,33) | 1 (0,47) | 6 (без багажа) | 2 |
"Крым-3" | 4,7 | 3,0 Х 1,58 (4,74) | 3 (0,84) | 5 | 2 |
Сравнение "Крыма-3" с серийными мотолодками показывает, что общий объем
багажников на нем больше, чем, например, на имеющем практически те же размерения
"Прогрессе-4", в 2,5 раза, а площадь кокпита увеличена более чем на треть
- на 35%.
Приводим краткое описание серийного
"Крыма-3". Лодка имеет клепано-сварной корпус из алюминиево-магниевого
сплава АМг-5В. Материал корпуса позволяет эксплуатировать лодку в морской
воде. В максимальной степени был использован принцып объединения в одном
конструктивном элементе функций детали конструкции корпуса и детали обстройки
или оборудования. Это позволило заметно уменьшить вес конструкции ("голый"
корпус весит 130 кг), количество деталей и протяженность соединений.
Применены выпукло-килеватые обводы
с умеренной килеватостью днища (15o - на миделе, 7o
- на транце). Размерения лодки приняты максимально возможными по условиям
производства, но в то же время с расчетом на возможность обеспечения высокой
скорости (при заданной грузоподъемности 500 кг) с моторами допустимой нашим
любителям мощности (2 по 25 л.с.).
Принципиальное компоновочное
решение - традиционное для большинства наших мотолодок.
Форпик, использующийся в качестве
носового багажника, отделен от кокпита сплошной переборкой на шп. 2,5.
Крышка люка в носовой палубе имеет брызгонепроницаемое исполнение.
Основное оборудование кокпита
состоит из трех рундуков (двух продольных и кормового поперечного). Бортовые
сиденья-рундуки (размеры в плане 1,3 Х 0,45 м) снабжены спинками, которые
крепятся на шарнирах и при оборудовании спального места откидываются в
сторону кормы - в проем между бортовым и кормовым рундуками. Получается
койка длиной 1,75 м. В вертикальном положении спинка разделяет рундук на
два сидячих места "спина к спине". К верхним штампованным крышкам рундуков
присегиваются поролоновые матрацы. Сами рундуки служат вместительными багажниками.
Учтено положение многих владельцев лодки: форпик и все рундуки при необходимости
могут быть заперты на висячие замки.
Поперечный кормовой рундук между
подмоторной нишей и переборкой на шп. 8 предназначем для хранения топлива.
Сюда входят семь стандартных 20-литровых канистр; таким образом, нормальный
запас бензина составляет 140 л.
Длина наибольшая, м | 4,70 |
Ширина наибольшая | 1,80 |
Высота борта в носу/на миделе/в корме, м | 0,75/0,8/0,73 |
Мин. высота надводного борта, м | 0,35 |
Вес с оборудованием, кг | 245 |
Полное водоизмещение, кг | 745 |
Допустимая мощность моторов, л.с. | 50 |
Кормовой рундук снабжен штампованной
крышкой, открывающейся из кокпита. На нее также укладывается поролоновый
матрац, так, что рундук служит при надобности сиденьем на три места или
дополнительной койкой.
Всего в кокпите семь мест для
сидения; паспортная же пасажировместимость (пять человек) установлена по
грузоподъемности. Естественно, что "Крым-3" будет наиболее комфортабельным
судном при экипаже - четыре, а во время длительных переходов - три человека.
На правом борту в проеме между
бортовым и кормовым рундуками легко устанавливается съемный столик. В походном
положении он складывается и пристегивается к нижней поверхности крышки
кормового рундука.
В коробчатых конструкциях бортов
оборудованы места для хранения мягких вещей или небольших предметов. Мягкие
вещи можно укладывать и в полые спинки бортовых рундуков.
Предусмотрена посадка в лодку
и высадка из нее через носовую палубу. Для этого средняя секция ветрового
стекла сделана открывающейся - откидывающейся в нос и на левую сторону,
а в носовой части кокпита под "форточкой" имеется своеобразная палочка-ступенька.
В походных условиях на эту ступень удобно устанавливать портативную газовую
плитку.
Пост управления расположен по
правому борту. Это позволило, во-первых, компенсировать весом водителя
крен от реактивного момента при работе гребных винтов, а во-вторых расположить
дистанционное управление газом и реверсом мотора под правой рукой водителя.
Вместе с тем конструкция бортовой, кормовой части палубной секции и всей
"передней панели" выполнена совершенно симметричной относительно ДП, так
что в случае необходимости рулевое управление может быть смонтировано и
по левому борту - как обычно. В штатном варианте слева в панели оборудован
шкавчик. Над полочкой-ступенькой в вертикальной стенке имеется ниша, удобная
для хранения мелких предметов.
Для защиты от непогоды мотолодка
снабжена мягким тентом, в котором предусмотрены кормовые и бортовые окна
из прозрачной немнущейся пленки. В передней части тента сделам застегивающийся
на "молниях" клапан-люк, позволяющий выходить из лодки на носовую палубу
при поставленном тенте. Свернутый тент и дуги складываются к выгородке
подмоторной ниши так, что не мешают обслуживанию моторов и не портят "горбом"
силуэта мотолодки. Непотопляемость лодки обоспечивается блоками пенопласта
в полиэтиленовых чехлах, уложенных в носу (под настилом в форпике) и в
корме - в кормовом рундуке.
Подуключины установлены перед
ветровым стеклом. Грести можно, открыв среднюю створку ветрового стекла
и сидя на крышке люка форпика спиной вперед, опустив ноги на ступеньку.
Конечно, это не идеальное положение гребца, но на небольшие расстояния
перемещаться можно.
Мотолодка оборудована отличительными,
топовым и гаковым огнями, включение которых производится с поста управления
лодкой. Здесь же на пульте предусмотрено гнездо для установки дистанционного
тахометра (прибор ТС).
Испытания и эксплуатация опытных
образцов "Крыма-3" показали достаточную мореходность мотолодки и удовлетворительные
ходовые качества.
Моторы | Полезная
нагрузка, кг |
Скорость,
км/ч |
---|---|---|
"Нептун-23" | 180 | 30 |
350 | 26 | |
2X "Нептун-23" | 180 | 43 |
500 | 40 | |
"Вихрь-М" | 180 | 30 |
350 | 25 | |
2X "Вихрь-М" | 180 | 43 |
500 | 39 | |
"Вихрь-30"
с подобранным винтом |
180 | 40 |
350 | 35 | |
450 | 30 |
Помимо варианта с открытым кокпитом и мягким складным тентом разработана и модификация "Крыма-3" (в том же корпусе) с жесткой рубкой из сплава АМг-5М. При поставке лодки в торговую сеть с целью уменьшения габаритов тары предусмотрена укладка рубки в кокпит в разобранном виде; сбоку рубки из готовых деталей (на винтах) будет производить сам владелец лодки.